Дата | Кол-во потерь вертолетов | Вертолет / командир | в/ч приписки в-та / экипажа | Погибшие в экипаже | Место | Причина | Обстоятельства | Примечания |
23.02.1980 | 1 | Ми-8 / м-р Захаров Б.И. | Мары / Мары | нет | р-он к. Даргак в ущелье Дарай-Сабз | ? (огнем из стрелкового оружия бандитов) | Горы: упал на дно ущелья Н~1000 м с десантом на борту | 23 февраля 1980 г. при проведении 1-ой операции с привлечением авиационной группы из 12 вертолетов «Горы-80» на участке тогда Хорогского пограничного отряда САПО в р-не кишлака Даргак в ущелье Дарай-Сабз огнем из стрелкового оружия бандитов был поврежден и произвел вынужденную посадку в глубоком ущелье вертолет командира эскадрильи м-ра Б.И. Захарова |
1980 или 1981 ? | 2 | Ми-8 / ст. л-т Лебедь В.А. | А-Ата / А-Ата | нет | Бондар-Пост | Посадка с попутным ветром на огр. площадку | Горы: Н пл. = 3500 м | В 1981 г. в р-не к. Бандар-пост, ДРА, Шагалеев Ф.С. эвакуировал экипаж потерпевшего аварию вертолета капитана Лебедь В.А. |
13.03.1981 | 3 | Ми-8т № 40 / к-н Помыткин А.Н. | Душанбе / Душанбе (отд. звено 17-го Марыйского ап в/ч 2178) | нет | р-он 2-й ПЗ Московского ПогО | Отрыв хвостового винта (ХВ), разрушение лопостей ХВ. | Равнина: перелет Пяндж - к. Янги-Кала с десантом, после прохода перевала тряска, вращение | МИ-8т 13 марта 1981 г. борт № 40 ком. экипажа к-н Помыткин А.Н., штурман Суханов А., борттехник л-т Зиновьев В.Б. На высоте 900 м в р-не 2-ой погранзаставы Пянджского погранотряда на вертолете произошло разрушение (отказ) рулевого винта. |
21.04.1981 | Ми-8Т / к-н Ткачев Г.П. | Тбилиси, Мары / Тбилиси | 1 ком. эк-жа к-н Ткачев Григорий Павлович =2 | ? р-он Кушки (Хушмарт ?) | Убит при спровождении колонны (в р-не к. Бала-Мургаб по вертолету открыли огонь с земли из стрелкового оружия, пуля пришла снизу кабины, срикошетила от РУВ и попала в лицо к-ну Ткачеву. От полученного ранения летчик сразу скончался) | Равнина: Н ~ 100-300 м | 1-ая боевая потеря летного состава авиации ПВ произошла 21 апреля 1981 г. в экипаже Тбилисского учебного авиационного полка в приграничной операции по поиску двух пропавших пограничников в зоне ответственности Тахта-базарского погранотряда в районе к. Баламургаб. При выполнении боевой задачи по огневой поддержке с воздуха боевых действий высаженного десанта, во время очередного захода на подавление огневой точки противника на высоте 2000 м был обстрелян из зенитно-пулеметной установки экипаж командира звена к-на Ткачева Григория Павловича. Пуля прошла снизу через обшивку кабины, срикошетила от ручки управления и попала в голову командира экипажа, который в воздухе сразу же скончался. | |
30.08.1981 | 4 | Ми-8 / ст. л-т Ефремов | Мары / | нет | ? - Пяндж - Хорог | Не перетянул перевал | Горы: упал на склон перевала | 30 августа 1981 г. в р-не ледника Санглич при заходе на посадку для высадки десанта в р-не летника Фидшав от огня стрелкового оружия был поврежден правый двигатель, вертолет начал дымить и снижаться, ударился об камни, разрушился. |
17.10.1981 | 5 | Ми-8 № 14 / ст. л-т Скрипкин Ю.М. | Мары / Мары | 1 ст. л-т Скрипкин Юрий Михайлович | Куфабское ущелье к. Сайдан | Боевое повреждение, сгорел | Горы: 17 октября 1981 г. при высадке десанта у к. Сайдан Н=2200 м, засада. Непосредственно в момент высадки погибло 12 человек | 17 октября 1981 г. в ходе операции «Каньон» в Куфабской щели |
00.11.1981 | 6 | Ми-8 / К. Милентьев | Мары / Мары | нет | г. Пяндж | Получил огнестрельную пробоину, загорелся двигатель | Машину удалось посадить в Пянджском аэропорту. | |
1981 | 7 | Ми-24 / Курилов | Душанбе / Душанбе | нет | р-он Пянджа | Открытие двери к-ра в полете | Равнина: при попытке закрыть, сваливание в штопор | |
05.02.1982 | 8 | Ми-8 / м-р Краснов В.Ф. | Душанбе / Душанбе + Владивосток (к-н Пьяных) | нет | р-он Хозарбаг (Пяндж-Талукан) | Опрокидывание при посадке на десантирование | Холмистая местность Н ~ 500-600 м. Просадка в-та, до вершины холма не дошел, приземление на склон, подрыв, уперся передней стойкой в грунт, зарылся, опрокинулся | 5 февраля 1982 г. в операции «Долина-82» при вводе мотоманевренной группы в Нанабад авиационное прикрытие колонны осуществляла пара вертолетов Ми-8. Командир экипажа м-р В.Ф. Краснов и сидящий на правом сидении слушатель академии командир звена вертолетов к-н А.В. Пьяных. На высоте 300 м вертолет м-ра В.Ф. Краснова получил боевые повреждения от стрелкового оружия, в результате чего произошел отказ одного двигателя. При выполнении вынужденной посадки вблизи Нанабада на не ровную и изрезанную оврагами площадку в результате грубого приземления произошла поломка шасси и хвостового винта вертолета. Экипаж получил ушибы, сотрясения головного мозга и был сразу эвакуирован в госпиталь. Вертолет восстановлению не подлежал и был уничтожен по решению руководителя операции генерала армии В.А. Матросова. |
02.05.1982 | 9 | Ми-8Т / №10 к-н Ефремов И.А. | Мары / Мары | нет | Кайсар | Боевое повреждение | Горы: при нанесении РБУ Н ~ 2000 (Н пл. ~ 1200 м) | Второй случай с к-ном И.А. Ефремовым произошел 2 мая 1982 г. в районе г. Кайсар при выполнении боевой задачи по огневой поддержке боевых действий своих наземных подразделений на высоте 600 м вертолет получил несколько пробоин от стрелкового оружия в районе фюзеляжа, в т.ч. пробоины в доп. топливном баке и загорелся. Экипаж успел произвести удачную вынужденную посадку, выскочить из горящего вертолета и отбежать в сторону. На их глазах вертолет взорвался и сгорел. |
10.07.1982 | 10 | Ми-8 №98 / к-н Самароков В.П. | Душанбе / Чита | 4 чел. к-н Самароков Владимир Павлович, к-н Королев Александр Иванович, к-н Лаба Михаил Тимофеевич, пр-к Двоеложков Юрий Андреевич =6 | ? пер. Банди-Малаи восточнее Чахи-Аб | Боевое повреждение | Горы: при атаке позиции ДШК (Н дшк = 1800 м) | Первым полностью погибшим экипажем авиации ПВ в афганской войне был читинский экипаж командира звена вертолетов Ми-8 к-на Саморокова Владимира Павловича. 10 июля 1982 г. в операции по ликвидации бандитского формирования в ущелье Шардара, в 20 км восточнее к. Чахи-аб вертолет был подбит из крупнокалиберного пулемета ДШК, загорелся и неуправляемый упал, а при встрече с землей взорвался. |
16.07.1982 | 11 | Ми-8 ТВ № 53 / к-н Иванов В.Н. | А-Ата / А-Ата | нет | р-он Гарма | Низходящий поток при подходе к перевалу, Н пер. ~ 4000 м | Горы: Иванов ушел с рабочего места настраивать Р-842, стажер с академии имея запас высоты 1500 м не развернулся назад. Упали на склон | |
22 (26 или 6 ?) августа 1982 | 12 | Ми-24 № 04 / к-н Жирнов В.И. | Мары / Мары | нет | р-он Имамсахиба (Пяндж) | Боевое повреждение | Равнина: Н полета = 300 м, сбит при сопровождении колонны | 6 августа 1982 г. в период проведения операции в районе южнее г. Имам-Сахиб при обезвреживании бандгруппы доктора Шамса при выполнении боевой задачи по огневой поддержке боевых действий наземных подразделений массированным огнем крупнокалиберного пулемета ДШК был обстрелян вертолет Ми-24 ст. л-нта Жирнова Владимира Ивановича. Вертолет загорелся и беспомощно падал на пригородные дома в зеленой зоне Имам-Сахиба. |
16.10.1982 | 13 | Ми-24 / к-н Амельченко В.Г. | нет | вероятной причиной падения вертолета явилась потеря скорости вертолета из-за предельной задней загрузки и резкого смещения центровки из-за плохо закрепленного груза, а также не готовности молодого летчика к полетам ночью в горах. | Попутной причиной аварии явилась спешка из-за того, что более получаса экипаж «молотил» воздух и ждал, пока на машине привезут на площадку груз и еще двадцать минут пока загрузят его в вертолет. А в горах, как известно, очень быстро темнеет. | 16 октября 1982 г. вертолет Ми-24, командир экипажа к-н Амельченко В.Г. выполняя полет из гарнизона Хоун в Союз сел на вынужденную без шасси в р-не перевала «Чертов мост», экипаж цел. Вертолет восстановлению не подлежал. | ||
30.10.1982 | 14 | Ми-8 Т / м-р Лазарев В.М. | А-Ата / А-Ата | м-р Лазарев Виктор Михайлович + 2 чел. л-т Белкин Станислав Николаевич, ст. пр-к Полушкин Леонид Григорьевич = 3 чел. =9 | Джавайское ущелье (высокогорная площадка «Тарбаган») | ? | Горы: Н пл. ~1000 м при посадке на огр. площадку с грузом ~740 кг удар осн. колёсами о край плщадки, опрокидывание назад, разрушение в момент падения | вертолет попал в сильный нисходящий поток воздуха, в результате чего из-за турбулентности и смещения назад не крепко привязанного груза, резко нарушилась центровка вертолета. Вертолет оказался ниже площадки, задел несущим винтом за скалу, ударился о землю и взорвался. |
24.01.1983 | Ми-8 № 30 / к-н Клюев С.П. | Мары / Мары | к-н Клюев Сергей Платонович =10 | г. Сайфутдин (Мармоль) | Убит в полете (Вертолет был поражен из установки ЗИКУЯК (калибр 14,5мм)) | Горы: при подходе к Мармолю для РБУ на Н = 3000 м | 24 января 1983 г. при проведении операции «Мармоль» в 25 км южнее г. Мазари-Шариф в районе к. Чахартут при огневой поддержке высадки десанта в сложных условиях горной местности, из засады, прямым попаданием в грудь был убит командир звена вертолетов Ми-8 марыйской авиачасти капитан Клюев Сергей Платонович. Вертолет получил 15 пулевых пробоин. | |
21.02.1983 | 15 | Ми-8Т № 30 / к-н Базаров В.С. | Мары / Мары | 4 чел. к-н Базаров Валерий С., ст. л-т Клочок Александр Васильевич, ст. л-т Кучер Владимир Александрович, б/м пр-к ? Давидчук Юрий А. =14 | р-он 12-й ПЗ Тахта-Базарского ПогО | Столкновение с землей | Равнина: перед заходом солнца, на предельно малой высоте, ослепление или отвлечение внимания | при выполнении перелета по маршруту: Хумлы, Тахта-Базар, Мары |
31.07.1983 | 16 | Ми-8 / к-н Керуков Н.И. | Мары / Мары | нет | Калай-Куф (Куфаб) | Вращение в момент взлета с площадки ограниченного размера. Удар хвостом о дом. Дерево. Причина вращения не установлена | Горы: Н пл. = 1300 м, площадка ограниченных размеров шириной 19 м, над обрывом | |
18.08.1983 | Ми-8 / к-н Калинин М.П. | Душанбе / Чукотка | б/техник ст. л-т Сульдин Сергей Анатольевич =25 | т. Карнив (Куфабское ущелье) | Убит из ДШК при выгрузке груза на площадку | Горы: Н пл. = 2000 м, экипаж взлетел с открытыми створками без б/техника | 18 августа 1983 г. при выполнении боевой задачи по доставке личного состава и грузов на высокогорную площадку Нижний Карнив в Куфабском ущелье произвел посадку вертолет Ми-8, командир экипажа капитан Калинин Михаил Петрович. При разгрузке со склона ущелья вертолет был обстрелян из крупнокалиберного пулемета ДШК и получил не значительные боевые повреждения. При этом прямым попаданием в грудь был убит руководивший разгрузкой бортовой техник ст. л-нт Сульдин Сергей Анатольевич. | |
17 | Ми-8 / к-н Чухлиб | Мары / Благовещенск | нет | Куфабское ущелье к. Чашмдара | При взлете дача левой ноги, вращение, пр. педаль на кпоре | Горы: Н = 3300 м, взлет с десантом 10 чел. | ||
18 | Ми-8 № 25 / к-н ? Трушин | Мары / Чита | нет | р-он Андхоя | Столкновение с землей | Равнина: маневрирование на предельно малой высоте с целью охоты на джейрана | ||
1983 | 19 | Ми-8 / к-н Козлов | Душанбе / Владивосток | нет | р-он Нанабада (Пяндж) | Опрокидывание при посадке на пыльную площадку | Равнина | |
20 | Ми-8 №31 / м-р Тетерин | Душанбе / Сахалин | нет | Имамсахиб (Пяндж) | Потеря пространственного положения при попадании в пыль на посадке | Равнина: высокое зависание перед площадкой | ||
05.10.1983 | 21 | Ми-8 / к-н Лунев В.Ф. | Мары / Мары | нет | р-н Чашмдара (в 2,5 км южнее к. Шхаровари) | Вращение вертолета, в момент зависания правая педаль на упоре | Горы: Н пл. = 2900 м, в момент гашения скорости правая педаль вышла на упор (за 2 дня регулировали, перекидывали цепь на 2 звена, облетал и накануне летал). Мер для ухода от площадки в сторону или назад под обрыв не предпринимал, пассивно ждал падения | во время снижения пулями было повреждено путевое управление. В результате посадки с большой угловой скоростью вращения, вертолет приземлился с большой правым креном, зацепился лопастями несущего винта о землю, перевернулся и загорелся. |
05-08.10.1983 | 22 | Ми-8 МТ / № 58 к-н Асташин | Душанбе / Душанбе | нет | Чашмдара | При взлете с плошадки Н = 3300 м потеря пространственного положения в снеге, опрокидывание | Горы: низкая облачность, свежий снег | |
23.10.1983 | 23 | Ми-24 / к-н Ерыкалин Ю.А. | Мары / Мары | 4 чел. к-н Ерыкалин Юрий Александрович, л-т Абдулин Салих Сантович, ст. л-т Панков Валерий Николаевич, б/м ряд. Саранчук Александр Александрович =18 | р-он Акчи (между Акчой и Шиберганом) | Причина не установлена ? (поражение вертолета из ПЗРК в районе газопровода) | Равнина: ночь, Н полета = 3000 м, охрана газопровода, летчик 3 кл., опыт полетов в качестве к-ра экипажа ~ 1 год. После отпуска (перерыв в полетах) | 23 августа (???) 1983 г. при выполнении боевой задачи по охране газопровода «Шиборган-Келиф» в ночное время суток, на высоте 2000 м был сбит зенитной управляемой ракетой марыйский экипаж вертолета Ми-24. Идущий в паре с ним экипаж видел как боролся сбитый экипаж почти неуправляемого вертолета и пытался выровнять машину в воздухе, но не дойдя до земли, подбитый вертолет взорвался в воздухе, экипаж погиб. |
01.01.1984 | 24 | Ми-8 / м-р Сургутанов В.А. | Мары / Камчатка | 3 чел. м-р Сургутанов Виктор Анатольевич, к-н Корень Геннадий Васильевич, л-т Вепрев Олег Николаевич = 21 | р-н к. Окузбулак севернее Келифа | Причина не установлена | При перелете Термез-Керки. Возможно перелет хребта (Н до 1100 м) на малой высоте, очень сильная "болтанка"в слое большой турбулентности, что в этом месте часто наблюдается, разрушение вертолета в воздухе или о землю. Упал на равнине недалеко от гор | 1 января 1984 г. при возвращении с боевого задания в 10 км севернее ж/д станции Келиф, Туркменской АССР, потерпел катастрофу вертолет Ми-8 зам. командира эскадрильи Камчатского авиаполка м-ром Сургутановым В.А. В этот день экипаж выполнил пять боевых вылетов с общим налетом 6 час. 05 мин. |
31.05.1984 | 25 | Ми-24 № 04 / к-н Жирнов В.И. | Мары / Мары | нет | Сары-Джуй южнеее Рустака | Боевое повреждение | Горы: хребет Н до 2400 м, Н пл. ~ 3000 м, прикрытие высадки десанта. Летчик-оператор ст. л-т Ляшко Виталий покинул вертолет по команде командира эк-жа с парашютом | 31 мая 1984 г. в ходе операции по ликвидации горной базы «Сари-Джуй» в ходе огневой поддержки боевых действий высаженного десанта от огня зенитно-пулеметной установки получил боевые повреждения правый двигатель и загорелся в воздухе вертолет Ми-24 капитана В.И. Жирнова (второй раз за 2 года). |
25.07.1984 | 26 | Ми-24 / к-н Пшеннов А.В. | Мары ? / Тбилиси (в/ч 2464 прибыли из Тбилиси на своем вертолете, и прикомандированы к душанбинскому полку) | 2 чел. м-р Афанасьев Юрий Сергеевич (скончался 5 августа в госпитале), п-к Сыроваткин М.Ф. =27 | р-он Калай-Куф (в р-не к. Варг) | Боевое повреждение (из ДШК) | Горы: оператор не был пристегнут плечевыми ремнями и в момент посадки сломал шейные позвонки, борт/техника зажало в грузовой кабине, сгорел с вертолетом | 25 июля 1984 г. в операции «Куфаб» при выполнении боевой задачи по огневой поддержке высадки десанта и его боевых действий был обстрелян из ДШК и произвел вынужденную посадку в районе к. Варг, на высоте 3300 м, вертолет Ми-24 Тбилисского авиаполка. Командир экипажа капитан А.В. Пшеннов сделал все возможное, чтобы посадить подбитый вертолет с отказавшим двигателем и вышедшей из строя основной гидросистемой, в высокогорной, сильно пересеченной оврагами местности. Однако при посадке вертолет сильно ударился об землю и развалился. |
06.08.1984 | 27 | Ми-8 / к-н Капустин М.И. | Мары / Мары | 3 чел. к-н Капустин Михаил Иванович, ст. л-т Борисов Владимир Ильич, ст. л-т Дикмаров Геннадий Петрович =24 | р-н Талукана (в р-не 4 км северо-западнее г. Тулукан) | Боевое повреждение | Равнина: Н ~ 800 м, Н полета = ПМВ, после взлета пошли над кишлаками | 6 августа 1984 г. на высоте 300 м, в районе 4 км северо-западнее афганского города Тулукан попал в засаду, т.е. зону интенсивного огневого воздействия, вертолет Ми-8 Марыйского авиаполка... В результате прямого попадания ПЗРК типа «Стрела-2» вертолет был сбит, экипаж погиб. |
28 | Ми-8 / м-р Колодин | А-Ата / А-Ата | нет | Бондар-Пост | Упал на взлете | ? Горы: Н = 3300 | ||
29 | Ми-8 / м-р Тибиш | А-Ата / А-Ата | нет | р-он Бондар-Пост | Низходящий поток, малый запас высоты | Горы: ? | ||
30 | Ми-8 / к-н Керуков Н.И. | Мары / Мары | нет | Шипун (восточнее Калай-Куф) | Посадка вертолета перед площадкой, Н пл. = 2500 м, удар … о склон | Горы: Н пл. = 2500 м, груз 500 кг вода + 1 чел. Заход на площадку в лоб, перед площадкой вертолет опустил нос, ручки цикл. шага на заднем упоре, вертолет провалился, удар лопастями по камням и падение по склону. Возможно замыкание в эл/цепи гидроупора ручки цикл. шага, при штиле или попутной тяге ветра нехватка продольного управления | ||
31 | Ми-24 / ст. л-т Иванов | Мары / Тбилиси | нет | р-н Чашмдара | Поздняя оценка обстановки в горах, зашел в тупиковое ущелье, не смог развернуться, сел на склон | Горы: перевал Н = 4000 | ||
17.10.1984 | Ми-? / подпол-к Тырин К.М. | Мары / Мары | нет | горная база «Чахартут» в р-не г. Меймене | обстрелян и получил четыре пробоины. При зависании над площадкой на высоте 2-3 метра над землей произошел обрыв хвостового винта | Вертолет плавно сделал два с половиной оборота вокруг своей оси и грубо приземлился среди камней, подломав шасси. | 17 октября 1984 г. в операции по ликвидации горной базы «Чахартут» в р-не г. Меймене. Жизнь экипажа и десантников была спасена. Вертолет впоследствии был восстановлен высаженной ремонтной бригадой. | |
14.03.1985 | Ми-24 / к-н Монмарь Ю.А. | Мары / Мары | нет | горная база «Джароб» | резкая разгерметизация кабины вертолета, частично отказало управление, и внутри вертолета возник пожар | боевое повреждение | в операции по разгрому горной базы бандитов «Джароб». Вертолет был не только спасен, но и восстановлен | |
29.03.1985 | 32 | Ми-8 № 36 / к-н Прокопенко С.П. | Мары / Мары | нет | р-он Ташкургана | При взлете с площадки Н ~ 2100 м энергично дал левую ногу, вращение, правая педаль на упоре | Горы: не обученность, не знание взлета с горной площадки | операция «Джароб» 29 марта 1985 г. к-н Прокопенко С.П., ст. л-нт Безобразов Ю.П., ст. л-нт Тишкин О.Т. |
04.05.1985 ? | 33 | ? / к-н Кулеш ? | Душанбе / Душанбе | нет | Калай-Хумб | опрокинулся | Горы: уклон лев. 5 гр. | |
02.06.1985 | 34 | Ми-8 МТ / к-н Лобода В.Н. | Мары / Мары | нет | р-он Шхаро (Куфаб) | При заходе на ограниченную площадку на Н = 3400 м поперек хребта сильным низходящим потоком бросило на подветренный склон | Горы: пытался уйти разворотом на 180 гр., хвостом зацепился за склон, упал на краю обрыва | |
26.06.1985 | 35 | Ми-8 № 28 / м-р Киселев В.М. | Мары / Мары | нет | хребет Альбурс р-он Балха (в ущелье Гордара) | Боевое повреждение | Горы: Н пл. ~ 1000 м малый остаток топлива, шли через блокированный район, ДШК видел, но ракеты не сошли | |
26.06.1985 | 36 | Ми-8 / к-н Чурута В.И. | Мары / Мары | нет | хребет Альбурс р-он Балха | Боевое повреждение | Горы: расстрелян при высадке десанта | |
27.06.1985 | 37 | Ми-8Т №40 / к-н Рускевич В.В. | Мары / Воркута | 4 чел. к-н РУСКЕВИЧ Валерий Владимирович, ст. л-т ЛАЩУК Ярослав Андреевич, л-т ЯЦЕНКО Константин Константинович, пр-к КИСЕЛЕВ Сергей Иванович =31 | хребет Альбурс р-он Балха | Боевое повреждение | Горы: заходил на площадку за раненным через позицию ДШК | 17 Марыйский оап в/ч 2178 (экипаж из Воркуты). 27 июня 1985 г. в ходе операции «Альбурс» Ми-8 Воркутинского авиаполка был подбит из крупнокалиберного пулемета ДШК, загорелся и взорвался. |
38 | Ми-8 № 34 / к-н Прокопенко | Мары / Мары | нет | Мары | Ввод вертолетв в низкочастотные колебания, выключение обоих двигателей, посадка на арык, опрокидывание | Равнина: пересекал посадочный "Тагила", по команде РП резко отвернул вправо, пропуская Ан-12. При возникновении колебаний выключил автомат, не помогло, растерялся, на Н = 150 м выключил двигатели | ||
29.08.1985 | 38 | Ми-8 МТ № 16 / к-н Дунаев А.Ю. | Мары / Мары | нет | Новабад (р-он Куфаба) | При заходе на ограниченную площадку на Н = 3100 м потерял обороты НВ | Горы: пытался уйти разворотом на 180 гр. в левую сторону, хвостом зацепился за склон, упал на склон, вертолет сгорел. 1-ый самостоятельный вылет в высокогорье. Недоученность | |
29.09.1985 | 39 | Ми-8 / к-н Антонов Вл.П. | Мары / Камчатка | нет | р-он Кайсара | При взлете с пыльной плошадки с десантом при выходе из пыльного облака на скорости ~ 40 км/ч опускание носа, ручка цикл. шага на упоре, удар о землю | Равнина: б/техника выбросило из кабины, нашли на втулке НВ, летчика-штурмана тоже выкинуло - жив, командир эк-жа остался в кабине | |
09.10.1985 | 40 | Ми-8 № 69 / к-н Ханин А.В. | Душанбе / Душанбе | 3 чел. ? =34 (вместе с Ханиным Александром Викторовичем погибли Аверин Александр Владимирович и Шипарев Виктор Михайлович) | Душанбе | Предположительно не включил основную гидросистему или отказ дублирующей или не включил обе (конструктивный или производственный дефект) | Равнина: при опробовании вертолета на стоянке оторвался, развернулся и опрокинулся, сгорел | 10 октября 1985 г. на стоянке аэродрома Душанбе произошла катастрофа вертолета Ми-8, командир экипажа капитан Ханин А.В., старший летчик-штурман старший лейтенант Шипарев, бортовой техник старший лейтенант Аверин А.Г. Вертолет разрушился, восстановлению не подлежит, экипаж погиб. Причиной катастрофы явилась неисправность авиационной техники и неграмотные действия экипажа при ее эксплуатации в усложненной ситуации. |
12.10.1985 | 41 | Ми-8 № 07 / п/п-к (Коренев) Корнев Петр Адамович | А-Ата / А-Ата | нет (трое минометчиков из состава десанта) | (Лянгар), в р-не к. Зардев (к. Изван) | Боевое повреждение ? | Горы: в момент посадки с грузом мин от попадания пули в ящик - взрыв в вертолете ? У вертолета, после огневого воздействия, при ударе об землю отвалилась пилотская кабина, а в грузовой кабине погибли три человека, расчёт 82 мм миномёта. | |
??.10.1985 | ? | Ми-? / к-н Прибытков А. | А-Ата / А-Ата | нет | в р-не базового лагеря бандформ-я «Зардев» | боевое повреждение двигателя | сильный хлопок, обороты правого двигателя резко упали. Во избежание пожара экипаж выключил двигатель | в октябре 1985 г. в р-не базового лагеря бандформирования «Зардев», вертолет Прибыткова получил боевое повреждение двигателя, произвел удачную вынужденную посадку на плато ледника, высотой 3600 м |
18.10.1985 | 42 | Ми-26 №69 / м-р Помыткин А.Н. | Душанбе / Душанбе | 2 чел. штурман ст. л-т Переведенцев Александр Михайлович (скончался в госпитале 25.10.1985 г.), б/механик пр-к Малухин Евгений Анатольевич, =36 | р-он пгт Московский | отсутствие контршайбы в путевом управлении вращения на посадке (темп.: горы 28, равнина 17) | Равнина: (Потеря управления при выполнении полета по маршруту Душанбе - Московский - Калат-Хулеб (Афганистан). Аварийная посадка с сильным ударом о землю) | |
1986 | 43 | Ми-8 № 45 / к-н Аллакуватов | Мары / Мары | нет | Термез а/п | При выруливании на ВПП опрокинулся, вертолет сгорел | Равнина: боковой ветер 10 м/с + поток от впереди стоящего вертолета | Весной 86-го при заходе на посадку, в аэропорту Термеза, разбился наш МИ-8. Мы, рсп-эшники, были там оцеплении. Летуны остались живы, но сильно поломаны. http://pogranec.ru/showpost.php?p=618161&postcount=56 |
31.08.1986 или 28.08.1986 | 44 | Ми-8 МТ № 56 / к-н Грищенко С.А. | Душанбе / Душанбе | к-н Грищенко в тяж. сосотоянии, погиб б/инж-р эскадрильи к-н Бавыкин Юрий =37 | 4 км от пгт Московский (в р-не Соляной горы, в 20 км восточнее аэродрома Московский) | Кончился керосин, выключили двигатели ? | Шуроабад-Московский. Вылет с малым запасом топлива ? | 28 августа 1986 г. при выполнении перелета по своей территории по маршруту Шурообад-Московский на вертолете Ми-8 Душанбинского авиаполка произошел отказ обоих двигателей из-за отсутствия топлива. |
сентябрь 1986 г. вероятнее 25.08.1986 | 45 | Ми-24 № 06 / ? ст. л-т Стрельников В.В. | Мары / ? Сахалин | нет | мск. ? р-он Артходжи ? вероятнее - западнее Шахри-Бузург | Боевое повреждение | ? | 25 августа 1986 г. при проведении операции в районе горной базы Шахри-Бузург очередью из крупнокалиберного пулемета подбили вертолет Ми-24 старшего лейтенанта В.В. Стрельникова. |
02.09.1986 | Ми-8 № 57 / м-р Болгов С.И. | Душанбе / Душанбе | погиб б/техник ст. л-т Жорин Николай Михайлович, =38 | мск. ? к. Чахи-Аб ? восточнее н.п. Рустак | Убит пулей в рот, при высадке десанта | ? | 2 сентября 1986 г. при проведении операции восточнее н.п. Рустак при выполнении боевой задачи по выброске десантов первым произвел посадку в районе бывшей горной базы ведущий десантной группы, заместитель командира авиаэскадрильи майор С.И. Болгов, и подвергся сильному огневому противодействию противника. Вертолет получил несколько пробоин, одна из пуль попала в голову и смертельно ранила бортового техника старшего лейтенанта Жорина Николая Михайловича. | |
19.09.1986 | 46 | Ми-8 № 27 ? / Кузин А.Н. | Мары ? / Сахалин | погиб б/механик пр-к Маев Владимир Александрович =39 | Янги-Кала (у к. Ходжа-Хафиз) | НВ отрубил балку в полете | Пытался уйти от столкновения с птицей ? На малой высоте - пикированием, затем резко на косбрирование от земли | 19 сентября 1986 г. при выполнении боевой задачи по доставке личного состава и грузов на посадочную площадку Янгикала, в результате столкновения с птицей на предельно-малой высоте, произвел вынужденную посадку вертолет Ми-8 Сахалинского авиаполка командира звена капитана Кузина Александра Николаевича. При приземлении на сильно пересеченную местность в результате поломки хвостового винта и сильного удара о землю погиб не пристегнутый ремнями бортовой механик вертолета прапорщик Маев Владимир Александрович. |
19.10.1986 | 47 | Ми-24 № 63 / м-р Артемов Ю.П. | Душанбе / Душанбе | 3 чел. м-р АРТЕМОВ Юрий Павлович, м-р РУБЦОВ Николай Николаевич, ст. л-т ТЕЛИЧКО Олег Дмитриевич, =42 | р-н Нанабад ? (Пяндж), (в 10 км восточнее г. Имам-Сахиба) | Сбит ракетой (Поражение из ПЗРК) | При выходе из атаки при прикрытии колонны, ракета попала снизу, пытался уйти на свою территорию, взорвался в воздухе на малой высоте ~ 70-100 м | 19 октября 1986 г. пара вертолетов Ми-24 Душанбинского авиаполка выполняла боевую задачу по прикрытию и сопровождению автоколонны с мирным гуманитарным грузом. В 10 км восточнее г. Имам-Сахиба противник устроил засаду и предпринял попытку уничтожения колонны. Экипаж по наводке командира колонны наносил ракетные удары по засаде противника. При выходе из очередной атаки на высоте 600 м выстрелом из ПЗРК вертолет был сбит, загорелся и пошел на вынужденную посадку. Не доходя 30-50 м до земли, горящий вертолет взорвался, экипаж погиб. |
09.03.1987 | ? | Ми-8 / к-н Калита Н.В. | Душанбе / Душанбе | нет | обстрел из гранатомета | К-н А.В. Пашковский и л-нт А.В. Сергеев, оба израненные осколками гранаты и стекла, сумели довести израненную машину до аэродрома Пяндж, и произвести посадку без автопилота, в ручном режиме. | ||
10.03.1987 | 48 | Ми-8 № 61 / м-р Зубко М.Н. | Душанбе / Душанбе | нет | обстрел из гранатомета | подбит выстрелом из гранатомета и загорелся | ||
03.10.1987 | 49 | Ми-24 / м-р Кузьмин Е.Н. | А-Ата / А-Ата | нет | в р-е к. Зиварутс, Пакистан | потеря ориентировки и почти полная выработка топлива | ||
03.10.1987 | 50 | Ми-24 / к-н Шкрябко Н.П. | А-Ата / А-Ата | нет | в р-е к. Зиварутс, Пакистан | потеря ориентировки и почти полная выработка топлива | ||
22.10.1987 | 51 | Ми-8 МТ № 18 / п-к Федотов В.Г. | Мары / | п/п-к Киреев Валентин Игоревич, =43 | маршрут Шибирган (12 км ?)-8-я ПЗ-Керки (в р-не между Джангали-колон и границей) | предположительно попал под обстрел, сильная вибрация, снижение, на 25-30 м отрыв лопасти, падение | предположительно отказ 2-х двигателей из-за малого остатка топлива ? | |
08.12.1987 | 52 | Ми-8 № 34 / м-р Гарманов Б.П. | ? | нет | к. Дарбанд (18 км юго-западнее г. Меймене) | Боевое повреждение | Горы: из ДШК перебита тяга хвостовой балки, винтом зацепил за сопку, упал на бок на склон | |
октябрь или ноябрь 1987 г. или 12.12.1987 | Ми-8Т / к-н Соловьев В.Н | ? | нет | Дарбанд (р-н Меймене) | Боевое повреждение (Поражение из ПЗРК) | Горы: на высоте около 1500 м обстрел из ПЗРК "Стингер", разорыв в непосредственной близости от вертолета. | Экипажу удалось дотянуть до Меймене и совершить аварийную посадку | |
0?.12.1987 | 53 | Ми-8 № ? / | ? | нет | р-н Джумабазар севернее Меймене | авария при посадке на КП | Машина была полностью выведена из строя. | |
17.01.1988 | 54 | Ми-24 / м-р Карпов В.А. | Душанбе / Душанбе | 3 чел. м-р Карпов Владимир Александрович, к-н Окомашенко Николай Петрович, к-н Красовский Петр Станиславович, =50 | у к. Якатут в р-не Имам-Сахиба | сбит из гранатомета | При высадке десанта сбит из гранатомета, загорелся, потерял управление и упал | |
17.01.1988 | 55 | Ми-24 / к-н Акулов О.В. | Душанбе / Воркута | 2 чел. ст. л-т Леонов Игорь Анатольевич, б/техник пр-к Чекмарев Эдуард Юрьевич, =52 | у к. Якатут в р-не Имам-Сахиба | сбит ПЗРК | При высадке десанта сбит ПЗРК, загорелся, потерял управление и упал | |
10.02.1988 | 56 | Ми-8 / п/п-к Болгов С.И. | нет | к. Абдулназарбег | три прямых попадания из гранатомета | Машина была полностью выведена из строя. | ||
18.07.1988 | 57 | Ми-24 / к-н Каторгин Г.А. | Мары / | 4 чел. к-н КАТОРГИН Геннадий Александрович, к-н КУРМАК Владимир Максимович, пр-к ПОЛИЩУК Михаил Андреевич, ряд. ЗАМАЛЕТДИНОВ Румил Рафаилович, =47 | р-н Зульфагара ? на взлете с площадки ММГ "Карези-Ильяз" | Сбит огнем с земли при обеспечении деятельности разведгруппы, взорвался при касании земли | 18 июля 1988 г. при выполнении боевой задачи по доставке малогабаритных грузов на посадочную площадку Карези-Ильяс, при возвращении на базу, на предельно-малой высоте попал под интенсивный огонь противника из крупнокалиберного пулемета ДШК экипаж вертолета Ми-24 Марыйского авиаполка. Попадание снарядов в хвостовую балку и рулевой винт нарушили управление вертолетом. Экипаж сделал все, чтобы спасти машину, однако, при снижении, сделав в воздухе несколько оборотов вокруг своей оси, она при соприкосновении с землей взорвалась. | |
18.07.1988 | 58 | Ми-8 МТ № 26 / Анцупов Виктор А. | Мары / Мары | нет | р-н Нанабад ? Новобад | нехватка педали | Горы: Н = 3200 м | 18 июля 1988 г. при выполнении боевого задания по обеспечении пограничных гарнизонов на территории республики Афганистан командир вертолета Марыйского авиаполка капитан Анцупов В.А. с инструктором, старшим летчиком – инспектором САПО подполковником Модиным В.Ф. при заходе на высокогорную площадку Новобад, превышение над уровнем моря 3200 метров, не справился с управлением, в результате чего произошла авария. Экипаж невредим, вертолет восстановлению не подлежит. |
00.00.1988 | 59 | Ми-8Т № 43 / к-н Барлит В.? | Мары / Мары | нет | Шибирган | авария при взлете с площадки Шибирган | Машина выведена из строя, сломаны лопасти, балка | в экипаже: ком. к-н Барлит В., к-н Бирец А.И. |
19.01.1989 | 60 | Ми-8 № 76 / к-н Шарипов Ильгиз Карибуллович | Душанбе / Душанбе | 5 чел. ст. л-т Бариев Ильфат Мидехатович, ст. л-т Долгарев Виктор Иванович, ст. л-т Щеняев Александр Петрович, ст. пр-к Клименко Сергей Павлович, ст. пр-к Залетдинов Исмагил Сахапович, =57 | под Ханабадом (в р-не Тулукана), севернее г. Ханабад, у к. Кохнакала | обстрелян с земли средствами ПВО | При выполнении разведывательного полета обстрелян с земли средствами ПВО и взорвался | |
25-26.08.1986г. | 57 | Ми-8/ ст. л-нт В. Стрельников | нет | к. Абганда | сбит из ДШК | пошел на вынужденную посадку вблизи боевых порядков противника | 25 августа 1986 г. Ми-24 западнее Шахри-Бузург (см. выше) | |
26-28.08.1986г. | 58 | Ми-24 | нет | остров Даркад ? |