Дата |
Кол-во потерь
вертолетов |
Вертолет /
командир |
в/ч приписки
в-та / экипажа |
Погибшие в
экипаже |
Место |
Причина |
Обстоятельства |
Примечания |
23.02.1980 |
1 |
Ми-8
/ м-р Захаров Б.И. |
Мары
/ Мары |
нет |
р-он
к. Даргак в ущелье
Дарай-Сабз |
?
(огнем из стрелкового оружия бандитов) |
Горы:
упал на дно ущелья Н~1000 м с десантом на борту |
23
февраля 1980 г. при проведении 1-ой операции с привлечением авиационной
группы из 12 вертолетов «Горы-80» на участке тогда Хорогского пограничного
отряда САПО в р-не кишлака Даргак в ущелье Дарай-Сабз огнем из стрелкового
оружия бандитов был поврежден и произвел вынужденную посадку в глубоком
ущелье вертолет командира эскадрильи м-ра Б.И. Захарова |
1980 или 1981 ? |
2 |
Ми-8
/ ст. л-т Лебедь В.А. |
А-Ата
/ А-Ата |
нет |
Бондар-Пост |
Посадка
с попутным ветром на огр. площадку |
Горы:
Н пл. = 3500 м |
В
1981 г. в р-не к. Бандар-пост, ДРА, Шагалеев Ф.С.
эвакуировал экипаж потерпевшего аварию вертолета капитана Лебедь В.А. |
13.03.1981 |
3 |
Ми-8т
№ 40 / к-н Помыткин А.Н. |
Душанбе
/ Душанбе (отд. звено 17-го Марыйского ап в/ч 2178) |
нет |
р-он
2-й ПЗ Московского ПогО |
Отрыв
хвостового винта (ХВ), разрушение лопостей ХВ. |
Равнина:
перелет Пяндж - к. Янги-Кала с десантом, после прохода перевала тряска,
вращение |
МИ-8т
13 марта 1981 г. борт № 40 ком. экипажа к-н Помыткин
А.Н., штурман Суханов А., борттехник л-т Зиновьев В.Б. На высоте 900 м в р-не 2-ой погранзаставы Пянджского
погранотряда на вертолете произошло разрушение (отказ) рулевого винта. |
21.04.1981 |
|
Ми-8Т
/ к-н Ткачев Г.П. |
Тбилиси,
Мары / Тбилиси |
1
ком. эк-жа к-н Ткачев
Григорий Павлович =2 |
?
р-он Кушки (Хушмарт ?) |
Убит
при спровождении колонны (в р-не к. Бала-Мургаб по вертолету открыли огонь с земли из стрелкового оружия, пуля
пришла снизу кабины, срикошетила от РУВ и попала в лицо к-ну Ткачеву. От
полученного ранения летчик сразу скончался) |
Равнина:
Н ~ 100-300 м |
1-ая
боевая потеря летного состава авиации ПВ произошла 21 апреля 1981 г. в экипаже Тбилисского учебного
авиационного полка в приграничной операции по поиску двух пропавших
пограничников в зоне ответственности Тахта-базарского погранотряда в районе
к. Баламургаб. При выполнении боевой задачи по огневой
поддержке с воздуха боевых действий высаженного десанта, во время очередного
захода на подавление огневой точки
противника на высоте 2000 м был обстрелян из зенитно-пулеметной установки
экипаж командира звена к-на Ткачева Григория Павловича. Пуля прошла снизу
через обшивку кабины, срикошетила от ручки управления и попала в голову
командира экипажа, который в воздухе сразу же скончался. |
30.08.1981 |
4 |
Ми-8
/ ст. л-т Ефремов |
Мары / |
нет |
?
- Пяндж - Хорог |
Не
перетянул перевал |
Горы:
упал на склон перевала |
30
августа 1981 г. в р-не
ледника Санглич при заходе на посадку для высадки
десанта в р-не летника Фидшав от огня стрелкового оружия
был поврежден правый двигатель, вертолет начал дымить и снижаться,
ударился об камни, разрушился. |
17.10.1981 |
5 |
Ми-8
№ 14 / ст. л-т Скрипкин Ю.М. |
Мары
/ Мары |
1 ст. л-т Скрипкин Юрий Михайлович |
Куфабское
ущелье к. Сайдан |
Боевое
повреждение, сгорел |
Горы:
17 октября 1981 г. при высадке десанта у к. Сайдан Н=2200 м, засада. Непосредственно в момент высадки погибло 12
человек |
17
октября 1981 г. в ходе операции «Каньон» в Куфабской щели |
00.11.1981 |
6 |
Ми-8
/ К. Милентьев |
Мары
/ Мары |
нет |
г.
Пяндж |
Получил
огнестрельную пробоину, загорелся двигатель |
Машину
удалось посадить в Пянджском аэропорту. |
|
1981 |
7 |
Ми-24
/ Курилов |
Душанбе
/ Душанбе |
нет |
р-он
Пянджа |
Открытие
двери к-ра в полете |
Равнина:
при попытке закрыть, сваливание в штопор |
|
05.02.1982 |
8 |
Ми-8
/ м-р Краснов В.Ф. |
Душанбе
/ Душанбе + Владивосток (к-н Пьяных) |
нет |
р-он
Хозарбаг (Пяндж-Талукан) |
Опрокидывание
при посадке на десантирование |
Холмистая
местность Н ~ 500-600 м. Просадка в-та, до вершины холма не дошел,
приземление на склон, подрыв, уперся передней стойкой в грунт, зарылся,
опрокинулся |
5
февраля 1982 г. в операции «Долина-82» при вводе мотоманевренной группы в Нанабад авиационное прикрытие
колонны осуществляла пара вертолетов Ми-8. Командир экипажа м-р В.Ф. Краснов
и сидящий на правом сидении слушатель академии командир звена вертолетов к-н
А.В. Пьяных. На высоте 300 м вертолет м-ра В.Ф. Краснова получил боевые повреждения
от стрелкового оружия, в результате чего произошел отказ одного двигателя.
При выполнении вынужденной посадки вблизи
Нанабада на не ровную и изрезанную оврагами
площадку в результате грубого приземления произошла поломка шасси и
хвостового винта вертолета. Экипаж получил ушибы, сотрясения головного мозга
и был сразу эвакуирован в госпиталь. Вертолет восстановлению не подлежал и
был уничтожен по решению руководителя операции генерала армии В.А. Матросова. |
02.05.1982 |
9 |
Ми-8Т
/ №10 к-н Ефремов И.А. |
Мары
/ Мары |
нет |
Кайсар |
Боевое
повреждение |
Горы:
при нанесении РБУ Н ~ 2000 (Н пл. ~
1200 м) |
Второй
случай с к-ном И.А. Ефремовым
произошел 2 мая 1982
г. в районе г. Кайсар
при выполнении боевой задачи по огневой поддержке боевых действий своих
наземных подразделений на высоте 600 м вертолет получил несколько пробоин от
стрелкового оружия в районе фюзеляжа, в т.ч. пробоины в доп. топливном баке и
загорелся. Экипаж успел произвести удачную вынужденную посадку, выскочить из
горящего вертолета и отбежать в сторону. На их глазах вертолет взорвался и
сгорел. |
10.07.1982 |
10 |
Ми-8
/ к-н Самароков В.П. |
Душанбе
/ Чита |
4
чел. к-н Самароков Владимир Павлович, к-н Королев Александр Иванович, к-н Лаба Михаил Тимофеевич, пр-к Двоеложков Юрий Андреевич =6 |
?
пер. Банди-Малаи восточнее Чахи-Аб |
Боевое
повреждение |
Горы:
при атаке позиции ДШК (Н дшк = 1800 м) |
Первым
полностью погибшим экипажем авиации ПВ
в афганской войне был читинский экипаж командира звена вертолетов Ми-8 к-на
Саморокова Владимира Павловича. 10 июля 1982 г. в операции по
ликвидации бандитского формирования в ущелье
Шардара, в 20 км восточнее к. Чахи-аб вертолет был подбит из крупнокалиберного пулемета ДШК,
загорелся и неуправляемый упал, а при встрече с землей взорвался. |
16.07.1982 |
11 |
Ми-8
ТВ № 53 / к-н Иванов В.Н. |
А-Ата
/ А-Ата |
нет |
р-он
Гарма |
Низходящий
поток при подходе к перевалу, Н пер. ~ 4000 м |
Горы:
Иванов ушел с рабочего места настраивать Р-842, стажер с академии имея запас
высоты 1500 м не развернулся назад. Упали на склон |
|
22 (26 или 6 ?)
августа 1982 |
12 |
Ми-24
№ 04 / к-н Жирнов В.И. |
Мары
/ Мары |
нет |
р-он
Имамсахиба (Пяндж) |
Боевое
повреждение |
Равнина:
Н полета = 300 м, сбит при сопровождении колонны |
6
августа 1982 г. в период проведения операции в районе южнее г. Имам-Сахиб при
обезвреживании бандгруппы доктора Шамса при выполнении боевой задачи по
огневой поддержке боевых действий наземных подразделений массированным огнем
крупнокалиберного пулемета ДШК был обстрелян вертолет Ми-24 ст. л-нта Жирнова
Владимира Ивановича. Вертолет загорелся и беспомощно падал на пригородные
дома в зеленой зоне Имам-Сахиба. |
16.10.1982 |
13 |
Ми-24
/ к-н Амельченко В.Г. |
|
нет |
|
вероятной
причиной падения вертолета явилась потеря скорости вертолета из-за предельной
задней загрузки и резкого смещения центровки из-за плохо закрепленного груза,
а также не готовности молодого летчика к полетам ночью в горах. |
Попутной причиной аварии явилась
спешка из-за того, что более получаса
экипаж «молотил» воздух и ждал, пока на машине привезут на площадку груз и
еще двадцать минут пока загрузят его в вертолет. А в горах, как известно,
очень быстро темнеет. |
16 октября 1982 г. вертолет
Ми-24, командир экипажа к-н Амельченко В.Г. выполняя полет из гарнизона Хоун в Союз сел на
вынужденную без шасси в р-не перевала «Чертов
мост», экипаж цел. Вертолет восстановлению не
подлежал. |
30.10.1982 |
14 |
Ми-8
Т / м-р Лазарев В.М. |
А-Ата
/ А-Ата |
м-р
Лазарев Виктор Михайлович + 2
чел. л-т Белкин Станислав Николаевич, ст. пр-к Полушкин Леонид
Григорьевич
= 3 чел. =9 |
Джавайское
ущелье (высокогорная площадка «Тарбаган») |
? |
Горы: Н пл.
~1000 м при посадке на огр. площадку с грузом ~740 кг удар осн. колёсами о
край плщадки, опрокидывание назад, разрушение в момент падения |
вертолет
попал в сильный нисходящий поток воздуха, в результате чего из-за
турбулентности и смещения назад не крепко привязанного груза, резко
нарушилась центровка вертолета. Вертолет оказался ниже площадки, задел
несущим винтом за скалу, ударился о землю и взорвался. |
24.01.1983 |
|
Ми-8
№ 30 / к-н Клюев С.П. |
Мары
/ Мары |
к-н
Клюев Сергей Платонович =10 |
г.
Сайфутдин (Мармоль) |
Убит
в полете (Вертолет был поражен из установки ЗИКУЯК (калибр 14,5мм)) |
Горы:
при подходе к Мармолю для РБУ на Н =
3000 м |
24
января 1983 г. при проведении операции «Мармоль» в 25 км
южнее г. Мазари-Шариф в районе к. Чахартут при
огневой поддержке высадки десанта в сложных условиях горной местности, из
засады, прямым попаданием в грудь был убит командир звена вертолетов Ми-8
марыйской авиачасти капитан Клюев Сергей Платонович. Вертолет получил 15
пулевых пробоин. |
21.02.1983 |
15 |
Ми-8Т № 30 / к-н Базаров В.С. |
Мары
/ Мары |
4
чел. к-н Базаров Валерий С.,
ст. л-т Клочок Александр Васильевич, ст. л-т Кучер Владимир
Александрович, б/м пр-к ? Давидчук Юрий А. =14 |
р-он
12-й ПЗ Тахта-Базарского ПогО |
Столкновение
с землей |
Равнина:
перед заходом солнца, на предельно малой высоте, ослепление или отвлечение
внимания |
при
выполнении перелета по маршруту: Хумлы, Тахта-Базар,
Мары |
31.07.1983 |
16 |
Ми-8
/ к-н Керуков Н.И. |
Мары
/ Мары |
нет |
Калай-Куф
(Куфаб) |
Вращение
в момент взлета с площадки ограниченного размера. Удар хвостом о дом. Дерево.
Причина вращения не установлена |
Горы:
Н пл. = 1300 м, площадка ограниченных
размеров шириной 19 м, над обрывом |
|
18.08.1983 |
|
Ми-8
/ к-н Калинин М.П. |
Душанбе
/ Чукотка |
б/техник
ст. л-т Сульдин Сергей Анатольевич =25 |
т.
Карнив (Куфабское ущелье) |
Убит
из ДШК при выгрузке груза на площадку |
Горы:
Н пл. = 2000 м, экипаж взлетел с
открытыми створками без б/техника |
18
августа 1983 г. при выполнении боевой задачи по доставке личного состава и
грузов на высокогорную площадку Нижний Карнив в Куфабском ущелье произвел посадку вертолет Ми-8, командир
экипажа капитан Калинин Михаил Петрович. При разгрузке со склона ущелья вертолет был обстрелян из
крупнокалиберного пулемета ДШК и получил не значительные боевые повреждения.
При этом прямым попаданием в грудь был убит руководивший разгрузкой бортовой
техник ст. л-нт Сульдин Сергей Анатольевич. |
|
17 |
Ми-8
/ к-н Чухлиб |
Мары
/ Благовещенск |
нет |
Куфабское
ущелье к. Чашмдара |
При
взлете дача левой ноги, вращение, пр. педаль на кпоре |
Горы:
Н = 3300 м, взлет с десантом 10 чел. |
|
|
18 |
Ми-8
№ 25 / к-н ? Трушин |
Мары
/ Чита |
нет |
р-он
Андхоя |
Столкновение
с землей |
Равнина:
маневрирование на предельно малой высоте с целью охоты на джейрана |
|
1983 |
19 |
Ми-8
/ к-н Козлов |
Душанбе
/ Владивосток |
нет |
р-он
Нанабада (Пяндж) |
Опрокидывание
при посадке на пыльную площадку |
Равнина |
|
|
20 |
Ми-8
№31 / м-р Тетерин |
Душанбе
/ Сахалин |
нет |
Имамсахиб
(Пяндж) |
Потеря
пространственного положения при попадании в пыль на посадке |
Равнина:
высокое зависание перед площадкой |
|
05.10.1983 |
21 |
Ми-8
/ к-н Лунев В.Ф. |
Мары
/ Мары |
нет |
р-н
Чашмдара (в 2,5 км южнее к. Шхаровари) |
Вращение
вертолета, в момент зависания правая педаль на упоре |
Горы:
Н пл. = 2900 м, в момент гашения
скорости правая педаль вышла на упор (за 2 дня регулировали, перекидывали
цепь на 2 звена, облетал и накануне летал). Мер для ухода от площадки в
сторону или назад под обрыв не предпринимал, пассивно ждал падения |
во
время снижения пулями было повреждено путевое управление. В результате
посадки с большой угловой скоростью вращения, вертолет приземлился с большой
правым креном, зацепился лопастями несущего винта о землю, перевернулся и загорелся. |
05-08.10.1983 |
22 |
Ми-8
МТ / № 58 к-н Асташин |
Душанбе
/ Душанбе |
нет |
Чашмдара |
При
взлете с плошадки Н = 3300 м потеря пространственного положения в снеге,
опрокидывание |
Горы:
низкая облачность, свежий снег |
|
23.10.1983 |
23 |
Ми-24
/ к-н Ерыкалин Ю.А. |
Мары
/ Мары |
4
чел. к-н Ерыкалин Юрий Александрович, л-т Абдулин Салих Сантович, ст. л-т Панков Валерий Николаевич, б/м ряд. Саранчук Александр Александрович =18 |
р-он
Акчи (между Акчой и Шиберганом) |
Причина
не установлена ? (поражение вертолета из ПЗРК в районе
газопровода) |
Равнина:
ночь, Н полета = 3000 м, охрана газопровода, летчик 3 кл., опыт полетов в
качестве к-ра экипажа ~ 1 год. После отпуска (перерыв в полетах) |
23 августа (???) 1983
г. при выполнении боевой задачи по
охране газопровода «Шиборган-Келиф» в ночное время суток, на высоте 2000 м
был сбит зенитной управляемой ракетой марыйский экипаж вертолета Ми-24.
Идущий в паре с ним экипаж видел как боролся сбитый экипаж почти
неуправляемого вертолета и пытался выровнять машину в воздухе, но не дойдя до
земли, подбитый вертолет взорвался в воздухе,
экипаж погиб. |
01.01.1984 |
24 |
Ми-8
/ м-р Сургутанов В.А. |
Мары
/ Камчатка |
3
чел. м-р Сургутанов Виктор Анатольевич, к-н Корень Геннадий Васильевич, л-т Вепрев Олег Николаевич = 21 |
р-н
к. Окузбулак севернее Келифа |
Причина не установлена |
При
перелете Термез-Керки. Возможно перелет хребта (Н до 1100 м) на малой высоте,
очень сильная "болтанка"в слое большой турбулентности, что в этом
месте часто наблюдается, разрушение вертолета в воздухе или о землю. Упал на
равнине недалеко от гор |
1
января 1984 г. при возвращении с боевого задания в 10 км
севернее ж/д станции Келиф, Туркменской АССР,
потерпел катастрофу вертолет Ми-8 зам. командира эскадрильи Камчатского
авиаполка м-ром Сургутановым В.А. В этот день
экипаж выполнил пять боевых вылетов с общим налетом 6 час. 05 мин. |
31.05.1984 |
25 |
Ми-24
№ 04 / к-н Жирнов В.И. |
Мары
/ Мары |
нет |
Сары-Джуй
южнеее Рустака |
Боевое
повреждение |
Горы:
хребет Н до 2400 м, Н пл. ~ 3000 м, прикрытие высадки десанта.
Летчик-оператор ст. л-т Ляшко Виталий покинул вертолет по команде командира
эк-жа с парашютом |
31
мая 1984 г. в ходе операции по ликвидации горной базы «Сари-Джуй» в ходе огневой
поддержки боевых действий высаженного десанта от огня зенитно-пулеметной
установки получил боевые повреждения правый двигатель и загорелся в воздухе
вертолет Ми-24 капитана В.И. Жирнова (второй раз за 2 года). |
25.07.1984 |
26 |
Ми-24
/ к-н Пшеннов А.В. |
Мары
? / Тбилиси (в/ч 2464 прибыли
из Тбилиси на своем вертолете, и прикомандированы к
душанбинскому полку) |
2
чел. м-р Афанасьев Юрий Сергеевич (скончался 5 августа в госпитале), п-к Сыроваткин М.Ф. =27 |
р-он
Калай-Куф (в р-не к. Варг) |
Боевое
повреждение (из ДШК) |
Горы:
оператор не был пристегнут плечевыми ремнями и в момент посадки сломал шейные
позвонки, борт/техника зажало в грузовой кабине, сгорел с вертолетом |
25
июля 1984 г. в операции «Куфаб» при выполнении боевой
задачи по огневой поддержке высадки десанта и его боевых действий был
обстрелян из ДШК и произвел
вынужденную посадку в районе к. Варг, на
высоте 3300 м, вертолет Ми-24
Тбилисского авиаполка. Командир экипажа капитан А.В. Пшеннов сделал все возможное, чтобы посадить подбитый вертолет с
отказавшим двигателем и вышедшей из строя основной гидросистемой, в
высокогорной, сильно пересеченной оврагами местности. Однако при посадке
вертолет сильно ударился об землю и развалился. |
06.08.1984 |
27 |
Ми-8
/ к-н Капустин М.И. |
Мары
/ Мары |
3
чел. к-н Капустин Михаил Иванович, ст. л-т Борисов Владимир Ильич, ст. л-т Дикмаров Геннадий
Петрович =24 |
р-н
Талукана (в р-не 4 км
северо-западнее г. Тулукан) |
Боевое
повреждение |
Равнина:
Н ~ 800 м, Н полета = ПМВ, после взлета пошли над кишлаками |
6
августа 1984 г. на высоте 300 м, в районе 4 км северо-западнее афганского
города Тулукан попал в засаду, т.е. зону интенсивного
огневого воздействия, вертолет Ми-8 Марыйского авиаполка... В результате
прямого попадания ПЗРК типа «Стрела-2» вертолет был сбит, экипаж погиб. |
|
28 |
Ми-8
/ м-р Колодин |
А-Ата
/ А-Ата |
нет |
Бондар-Пост |
Упал
на взлете |
? Горы: Н = 3300 |
|
|
29 |
Ми-8
/ м-р Тибиш |
А-Ата
/ А-Ата |
нет |
р-он
Бондар-Пост |
Низходящий
поток, малый запас высоты |
Горы: ? |
|
|
30 |
Ми-8
/ к-н Керуков Н.И. |
Мары
/ Мары |
нет |
Шипун
(восточнее Калай-Куф) |
Посадка
вертолета перед площадкой, Н пл. = 2500 м, удар … о склон |
Горы:
Н пл. = 2500 м, груз 500 кг вода + 1 чел. Заход на площадку в лоб, перед
площадкой вертолет опустил нос, ручки цикл. шага на заднем упоре, вертолет
провалился, удар лопастями по камням и падение по склону. Возможно замыкание
в эл/цепи гидроупора ручки цикл. шага, при штиле или попутной тяге ветра
нехватка продольного управления |
|
|
31 |
Ми-24
/ ст. л-т Иванов |
Мары
/ Тбилиси |
нет |
р-н
Чашмдара |
Поздняя
оценка обстановки в горах, зашел в тупиковое ущелье, не смог развернуться,
сел на склон |
Горы: перевал Н = 4000 |
|
17.10.1984 |
|
Ми-?
/ подпол-к Тырин К.М. |
Мары
/ Мары |
нет |
горная
база «Чахартут» в р-не г. Меймене |
обстрелян
и получил четыре пробоины. При зависании над площадкой на высоте 2-3 метра
над землей произошел обрыв хвостового винта |
Вертолет
плавно сделал два с половиной оборота вокруг своей оси и грубо приземлился
среди камней, подломав шасси. |
17
октября 1984 г. в операции по ликвидации горной базы «Чахартут» в р-не г.
Меймене. Жизнь экипажа и десантников была спасена. Вертолет впоследствии был восстановлен высаженной ремонтной
бригадой. |
14.03.1985 |
|
Ми-24
/ к-н Монмарь Ю.А. |
Мары
/ Мары |
нет |
горная
база «Джароб» |
резкая
разгерметизация кабины вертолета, частично отказало управление, и внутри
вертолета возник пожар |
боевое
повреждение |
в
операции по разгрому горной базы бандитов «Джароб». Вертолет был не только спасен, но и восстановлен |
29.03.1985 |
32 |
Ми-8
№ 36 / к-н Прокопенко С.П. |
Мары
/ Мары |
нет |
р-он
Ташкургана |
При
взлете с площадки Н ~ 2100 м энергично
дал левую ногу, вращение, правая педаль на упоре |
Горы:
не обученность, не знание взлета с горной площадки |
операция
«Джароб» 29 марта 1985 г. к-н Прокопенко С.П., ст. л-нт
Безобразов Ю.П., ст. л-нт Тишкин О.Т. |
04.05.1985 ? |
33 |
?
/ к-н Кулеш ? |
Душанбе
/ Душанбе |
нет |
Калай-Хумб |
опрокинулся |
Горы:
уклон лев. 5 гр. |
|
02.06.1985 |
34 |
Ми-8
МТ / к-н Лобода В.Н. |
Мары
/ Мары |
нет |
р-он
Шхаро (Куфаб) |
При
заходе на ограниченную площадку на Н = 3400 м поперек хребта сильным
низходящим потоком бросило на подветренный склон |
Горы:
пытался уйти разворотом на 180 гр., хвостом зацепился за склон, упал на краю
обрыва |
|
26.06.1985 |
35 |
Ми-8
№ 28 / м-р Киселев В.М. |
Мары
/ Мары |
нет |
хребет
Альбурс р-он Балха (в ущелье
Гордара) |
Боевое
повреждение |
Горы:
Н пл. ~ 1000 м малый остаток топлива, шли через блокированный район, ДШК
видел, но ракеты не сошли |
|
26.06.1985 |
36 |
Ми-8
/ к-н Чурута В.И. |
Мары
/ Мары |
нет |
хребет
Альбурс р-он Балха |
Боевое
повреждение |
Горы:
расстрелян при высадке десанта |
|
27.06.1985 |
37 |
Ми-8Т
№40 / к-н Рускевич В.В. |
Мары
/ Воркута |
4
чел. к-н РУСКЕВИЧ Валерий Владимирович, ст. л-т ЛАЩУК Ярослав Андреевич, л-т ЯЦЕНКО Константин
Константинович, пр-к КИСЕЛЕВ
Сергей Иванович =31 |
хребет
Альбурс р-он Балха |
Боевое
повреждение |
Горы:
заходил на площадку за раненным через позицию ДШК |
17
Марыйский оап в/ч 2178 (экипаж из Воркуты). 27 июня 1985
г. в ходе операции «Альбурс» Ми-8 Воркутинского авиаполка был подбит из
крупнокалиберного пулемета ДШК, загорелся и взорвался. |
|
38 |
Ми-8
№ 34 / к-н Прокопенко |
Мары
/ Мары |
нет |
Мары |
Ввод
вертолетв в низкочастотные колебания, выключение обоих двигателей, посадка на
арык, опрокидывание |
Равнина:
пересекал посадочный "Тагила", по команде РП резко отвернул вправо,
пропуская Ан-12. При возникновении колебаний выключил автомат, не помогло,
растерялся, на Н = 150 м выключил двигатели |
|
29.08.1985 |
38 |
Ми-8
МТ № 16 / к-н Дунаев А.Ю. |
Мары
/ Мары |
нет |
Новабад
(р-он Куфаба) |
При
заходе на ограниченную площадку на Н = 3100 м потерял обороты НВ |
Горы:
пытался уйти разворотом на 180 гр. в левую сторону, хвостом зацепился за
склон, упал на склон, вертолет сгорел. 1-ый самостоятельный вылет в
высокогорье. Недоученность |
|
29.09.1985 |
39 |
Ми-8
/ к-н Антонов Вл.П. |
Мары
/ Камчатка |
нет |
р-он
Кайсара |
При
взлете с пыльной плошадки с десантом при выходе из пыльного облака на
скорости ~ 40 км/ч опускание носа, ручка цикл. шага на упоре, удар о землю |
Равнина:
б/техника выбросило из кабины, нашли на втулке НВ, летчика-штурмана тоже
выкинуло - жив, командир эк-жа остался в кабине |
|
09.10.1985 |
40 |
Ми-8
№ 69 / к-н Ханин А.В. |
Душанбе
/ Душанбе |
3
чел. ? =34 (вместе с Ханиным Александром Викторовичем погибли Аверин Александр
Владимирович и Шипарев
Виктор Михайлович) |
Душанбе |
Предположительно
не включил основную гидросистему или отказ дублирующей или не включил обе (конструктивный или производственный дефект) |
Равнина:
при опробовании вертолета на стоянке оторвался, развернулся и опрокинулся,
сгорел |
10
октября 1985 г. на стоянке аэродрома Душанбе произошла
катастрофа вертолета Ми-8, командир экипажа капитан Ханин А.В., старший
летчик-штурман старший лейтенант Шипарев, бортовой техник старший лейтенант
Аверин А.Г. Вертолет разрушился, восстановлению не подлежит, экипаж погиб.
Причиной катастрофы явилась неисправность авиационной техники и неграмотные
действия экипажа при ее эксплуатации в усложненной ситуации. |
12.10.1985 |
41 |
Ми-8
№ 07 / п/п-к (Коренев) Корнев Петр Адамович |
А-Ата
/ А-Ата |
нет (трое минометчиков из
состава десанта) |
(Лянгар), в
р-не к. Зардев (к.
Изван) |
Боевое повреждение ? |
Горы:
в момент посадки с грузом мин от попадания пули в ящик - взрыв в вертолете ?
У вертолета, после огневого воздействия, при ударе об землю отвалилась
пилотская кабина, а в грузовой кабине погибли три
человека, расчёт 82 мм миномёта. |
|
??.10.1985 |
? |
Ми-?
/ к-н Прибытков А. |
А-Ата
/ А-Ата |
нет |
в
р-не базового лагеря бандформ-я «Зардев» |
боевое
повреждение двигателя |
сильный
хлопок, обороты правого двигателя резко упали. Во избежание пожара экипаж
выключил двигатель |
в
октябре 1985 г. в р-не базового лагеря бандформирования «Зардев», вертолет Прибыткова получил боевое повреждение двигателя,
произвел удачную вынужденную посадку на плато ледника, высотой 3600 м |
18.10.1985 |
42 |
Ми-26
/ м-р Помыткин А.Н. |
Душанбе
/ Душанбе |
2
чел. штурман ст. л-т Переведенцев Александр Михайлович (скончался в госпитале 25.10.1985 г.), б/механик пр-к Малухин Евгений Анатольевич, =36 |
р-он
пгт Московский |
отсутствие
контршайбы в путевом управлении вращения на посадке (темп.: горы 28, равнина
17) |
Равнина: (Потеря управления при выполнении полета по маршруту Душанбе
- Московский - Калат-Хулеб (Афганистан). Аварийная посадка с сильным ударом о
землю) |
|
1986 |
43 |
Ми-8
№ 45 / к-н Аллакуватов |
Мары
/ Мары |
нет |
Термез
а/п |
При
выруливании на ВПП опрокинулся, вертолет сгорел |
Равнина:
боковой ветер 10 м/с + поток от впереди стоящего вертолета |
Весной
86-го при заходе на посадку, в
аэропорту Термеза, разбился наш МИ-8. Мы, рсп-эшники, были там
оцеплении. Летуны остались живы, но сильно поломаны.
http://pogranec.ru/showpost.php?p=618161&postcount=56 |
31.08.1986 или 28.08.1986 |
44 |
Ми-8
МТ № 56 / к-н Грищенко С.А. |
Душанбе
/ Душанбе |
к-н
Грищенко в тяж. сосотоянии, погиб б/инж-р эскадрильи к-н Бавыкин
Юрий =37 |
4
км от пгт Московский (в р-не
Соляной горы, в 20 км восточнее аэродрома Московский) |
Кончился
керосин, выключили двигатели ? |
Шуроабад-Московский.
Вылет с малым запасом топлива ? |
28
августа 1986 г. при выполнении перелета по своей
территории по маршруту Шурообад-Московский на вертолете Ми-8 Душанбинского
авиаполка произошел отказ обоих двигателей из-за отсутствия топлива. |
сентябрь 1986 г. вероятнее 25.08.1986 |
45 |
Ми-24
№ 06 / ? ст. л-т Стрельников
В.В. |
Мары
/ ? Сахалин |
нет |
мск.
? р-он Артходжи ? вероятнее - западнее
Шахри-Бузург |
Боевое повреждение |
? |
25
августа 1986 г. при проведении операции в районе горной базы Шахри-Бузург
очередью из крупнокалиберного пулемета подбили вертолет Ми-24 старшего лейтенанта В.В. Стрельникова. |
02.09.1986 |
|
Ми-8
№ 57 / м-р Болгов С.И. |
Душанбе
/ Душанбе |
погиб
б/техник ст. л-т Жорин Николай Михайлович, =38 |
мск.
? к. Чахи-Аб ? восточнее н.п. Рустак |
Убит
пулей в рот, при высадке десанта |
? |
2
сентября 1986 г. при проведении операции восточнее н.п.
Рустак при выполнении боевой задачи по выброске
десантов первым произвел посадку в районе бывшей горной базы ведущий
десантной группы, заместитель командира авиаэскадрильи майор С.И.
Болгов, и подвергся сильному огневому противодействию
противника. Вертолет получил несколько пробоин, одна из пуль попала в голову
и смертельно ранила бортового техника старшего лейтенанта Жорина Николая
Михайловича. |
19.09.1986 |
46 |
Ми-8
№ 27 ? / Кузин А.Н. |
Мары
? / Сахалин |
погиб
б/механик пр-к Маев Владимир Александрович =39 |
Янги-Кала (у к. Ходжа-Хафиз) |
НВ
отрубил балку в полете |
Пытался
уйти от столкновения с птицей ? На малой высоте - пикированием, затем резко
на косбрирование от земли |
19
сентября 1986 г. при выполнении боевой задачи по доставке личного состава и
грузов на посадочную площадку Янгикала, в результате столкновения с
птицей на предельно-малой высоте, произвел
вынужденную посадку вертолет Ми-8 Сахалинского
авиаполка командира звена капитана Кузина Александра Николаевича. При приземлении на сильно пересеченную местность в
результате поломки хвостового винта и сильного удара о землю погиб не
пристегнутый ремнями бортовой механик вертолета прапорщик Маев Владимир
Александрович. |
19.10.1986 |
47 |
Ми-24
№ 63 / м-р Артемов Ю.П. |
Душанбе
/ Душанбе |
3
чел. м-р АРТЕМОВ Юрий Павлович,
м-р РУБЦОВ Николай Николаевич, ст. л-т ТЕЛИЧКО Олег Дмитриевич, =42 |
р-н
Нанабад ? (Пяндж), (в 10 км восточнее г. Имам-Сахиба) |
Сбит
ракетой (Поражение из ПЗРК) |
При
выходе из атаки при прикрытии колонны, ракета попала снизу, пытался уйти на
свою территорию, взорвался в воздухе на малой высоте ~ 70-100 м |
19
октября 1986 г. пара вертолетов Ми-24 Душанбинского авиаполка выполняла
боевую задачу по прикрытию и сопровождению автоколонны с мирным гуманитарным
грузом. В 10 км восточнее г. Имам-Сахиба противник устроил засаду и предпринял попытку уничтожения
колонны. Экипаж по наводке командира колонны наносил ракетные удары по засаде
противника. При выходе из очередной атаки на
высоте 600 м выстрелом из ПЗРК вертолет был сбит,
загорелся и пошел на вынужденную посадку. Не доходя 30-50 м до земли, горящий
вертолет взорвался, экипаж погиб. |
09.03.1987 |
? |
Ми-8
/ к-н Калита Н.В. |
Душанбе
/ Душанбе |
нет |
|
обстрел
из гранатомета |
|
К-н
А.В. Пашковский и л-нт А.В. Сергеев, оба израненные осколками гранаты и
стекла, сумели довести израненную машину до аэродрома
Пяндж, и произвести посадку без автопилота, в
ручном режиме. |
10.03.1987 |
48 |
Ми-8
№ 61 / м-р Зубко М.Н. |
Душанбе
/ Душанбе |
нет |
|
обстрел
из гранатомета |
подбит
выстрелом из гранатомета и загорелся |
|
03.10.1987 |
49 |
Ми-24
/ м-р Кузьмин Е.Н. |
А-Ата
/ А-Ата |
нет |
в
р-е к. Зиварутс, Пакистан |
потеря
ориентировки и почти полная выработка топлива |
|
|
03.10.1987 |
50 |
Ми-24
/ к-н Шкрябко Н.П. |
А-Ата
/ А-Ата |
нет |
в
р-е к. Зиварутс, Пакистан |
потеря
ориентировки и почти полная выработка топлива |
|
|
22.10.1987 |
51 |
Ми-8
МТ № 18 / п-к Федотов В.Г. |
Мары / |
п/п-к
Киреев Валентин Игоревич, =43 |
маршрут
Шибирган (12 км ?)-8-я ПЗ-Керки (в р-не между
Джангали-колон и границей) |
предположительно
попал под обстрел, сильная вибрация, снижение, на 25-30 м отрыв лопасти,
падение |
предположительно
отказ 2-х двигателей из-за малого остатка топлива ? |
|
08.12.1987 |
52 |
Ми-8
№ 34 / м-р Гарманов Б.П. |
? |
нет |
к.
Дарбанд (18 км юго-западнее
г. Меймене) |
Боевое
повреждение |
Горы:
из ДШК перебита тяга хвостовой балки, винтом зацепил за сопку, упал на бок на
склон |
|
октябрь или ноябрь 1987 г. или 12.12.1987 |
|
Ми-8Т / к-н Соловьев В.Н |
? |
нет |
Дарбанд
(р-н Меймене) |
Боевое
повреждение (Поражение из ПЗРК) |
Горы:
на высоте около 1500 м обстрел из ПЗРК "Стингер", разорыв в
непосредственной близости от вертолета. |
Экипажу
удалось дотянуть до Меймене и совершить аварийную посадку |
0?.12.1987 |
53 |
Ми-8 № ? / |
? |
нет |
р-н
Джумабазар севернее Меймене |
авария
при посадке на КП |
Машина
была полностью выведена из строя. |
|
17.01.1988 |
54 |
Ми-24
/ м-р Карпов В.А. |
Душанбе
/ Душанбе |
3
чел. м-р Карпов Владимир Александрович, к-н Окомашенко Николай Петрович, к-н Красовский Петр Станиславович, =50 |
у
к. Якатут в р-не Имам-Сахиба |
сбит
из гранатомета |
При
высадке десанта сбит из гранатомета, загорелся, потерял управление и упал |
|
17.01.1988 |
55 |
Ми-24
/ к-н Акулов О.В. |
Душанбе
/ Воркута |
2
чел. ст. л-т Леонов Игорь Анатольевич, б/техник пр-к Чекмарев Эдуард
Юрьевич, =52 |
у
к. Якатут в р-не Имам-Сахиба |
сбит
ПЗРК |
При
высадке десанта сбит ПЗРК, загорелся, потерял управление и упал |
|
10.02.1988 |
56 |
Ми-8
/ п/п-к Болгов С.И. |
|
нет |
к.
Абдулназарбег |
три
прямых попадания из гранатомета |
Машина была полностью
выведена из строя. |
|
18.07.1988 |
57 |
Ми-24
/ к-н Каторгин Г.А. |
Мары / |
4
чел. к-н КАТОРГИН Геннадий Александрович, к-н КУРМАК Владимир Максимович, пр-к ПОЛИЩУК Михаил Андреевич, ряд. ЗАМАЛЕТДИНОВ Румил
Рафаилович, =47 |
р-н
Зульфагара ? на взлете с площадки ММГ
"Карези-Ильяз" |
|
Сбит
огнем с земли при обеспечении деятельности разведгруппы, взорвался при
касании земли |
18
июля 1988 г. при выполнении боевой задачи по доставке
малогабаритных грузов на посадочную площадку
Карези-Ильяс, при возвращении на базу, на
предельно-малой высоте попал под интенсивный огонь противника из
крупнокалиберного пулемета ДШК экипаж вертолета Ми-24 Марыйского авиаполка.
Попадание снарядов в хвостовую балку и рулевой винт нарушили управление
вертолетом. Экипаж сделал все, чтобы спасти машину, однако, при снижении,
сделав в воздухе несколько оборотов
вокруг своей оси, она при
соприкосновении с землей взорвалась. |
18.07.1988 |
58 |
Ми-8
МТ № 26 / Анцупов Виктор А. |
Мары
/ Мары |
нет |
р-н
Нанабад ? Новобад |
нехватка
педали |
Горы:
Н = 3200 м |
18
июля 1988 г. при выполнении боевого задания по
обеспечении пограничных гарнизонов на территории республики Афганистан
командир вертолета Марыйского авиаполка капитан Анцупов
В.А. с инструктором, старшим летчиком –
инспектором САПО подполковником Модиным В.Ф. при заходе на высокогорную площадку Новобад, превышение над
уровнем моря 3200 метров, не справился с управлением, в результате чего
произошла авария. Экипаж невредим, вертолет восстановлению не подлежит. |
00.00.1988 |
59 |
Ми-8Т
№ 43 / к-н Барлит В.? |
Мары
/ Мары |
нет |
Шибирган |
авария
при взлете с площадки Шибирган |
Машина
выведена из строя, сломаны лопасти, балка |
в
экипаже: ком. к-н Барлит В., к-н Бирец А.И. |
19.01.1989 |
60 |
Ми-8
№ 76 / к-н Шарипов Ильгиз Карибуллович |
Душанбе
/ Душанбе |
5
чел. ст. л-т Бариев Ильфат Мидехатович, ст. л-т Долгарев Виктор Иванович, ст. л-т Щеняев Александр Петрович, ст. пр-к Клименко Сергей Павлович, ст. пр-к Залетдинов Исмагил
Сахапович, =57 |
под
Ханабадом (в р-не Тулукана), севернее г. Ханабад, у к. Кохнакала |
обстрелян
с земли средствами ПВО |
При
выполнении разведывательного полета обстрелян с земли средствами ПВО и
взорвался |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25-26.08.1986г. |
57 |
Ми-8/
ст. л-нт В. Стрельников |
|
нет |
к.
Абганда |
сбит
из ДШК |
пошел
на вынужденную посадку вблизи боевых порядков противника |
25 августа 1986
г. Ми-24 западнее Шахри-Бузург (см. выше) |
26-28.08.1986г. |
58 |
Ми-24 |
|
нет |
остров
Даркад ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|