Первый в Пограничных войсках отряд вертолетов Ми-26

 

В 1983 г. в составе Пограничных войск сформировали один из первых в СССР отрядов на Ми-26, который возглавил майор Помыткин Анатолий Никандрович. Подразделение вошло в дислоцировавшуюся в Душанбе 4-ю отдельную эскадрилью Среднеазиатского погранокруга, развернутую в сентябре того же года в 23-й отдельный авиаполк.

 

  Справка: Приказом Председателя КГБ СССР от 23 сентября 1983 г. на базе Душанбинской отдельной авиационной эскадрильи был сформирован 23-й отдельный авиационный полк в составе двух эскадрилий, включающих шестнадцать вертолетов Ми-8, восемь вертолетов Ми-24, двух вертолетов Ми-26 и четырех самолетов Ан-26.

 

Помыткин Анатолий Никандрович

 

В подразделение Ростовским Вертолётным Производственным Объединением передано два вертолёта Ми-26 с бортовыми номерами "69-Жёлтый" (серийный номер 03-06, заводской номер – 34001212016) и "70-Жёлтый".

  Ми-26 с бортовым номером 69

 

18-го октября 1985 г. Ми-26 (бортовой номер - "69-Жёлтый"), которым управлял экипаж майора Помыткина А.H., потерпел катастрофу.

Заправленный десятью тоннами керосина Вертолёт взлетел из г. Душанбе, должен был взять груз боеприпасов в п.г.т. Московский и завершить свой рейс в афганском Калат-Хулебе, но буквально над Московским произошла поломка трансмиссии хвостового винта и машина практически потеряла управление. Вертолёт развернуло правым боком вперёд, но командир, упорно тянул до начала взлётно-посадочной полосы, не меняя режима полёта. Помыткин А.Н., осознавая всю опасность сложившейся ситуации, действовал мужественно и хладнокровно. Неуправляемый по курсу тяжёлый вертолёт сделал два оборота вокруг своей вертикальной оси, плавно подошел к началу полосы, при приземлении ударился об неё и разрушился.

 

Погиб бортмеханик-воздушный стрелок прапорщик Малухин Евгений Анатольевич. Штурман ст. лейтенант Переведенцев Александр Михайлович скончался в госпитале 25.10.1985 г.

Остальные члены экипажа получили тяжёлые травмы. У командира оказались сломаны обе ноги, он был удостоен ордена Красного Знамени и после лечения смог вернуться в строй.

 

Командир авиационного звена А.Н. Помыткин с 1980 года принимал активное участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан. Он совершил более 700 вылетов, уничтожил около 200 душманов и подавил три опорных пункта противника. 13 марта 1981 года для выброски десанта вылетела группа вертолетов. На высоте 900 метров у вертолета майора Помыткина произошло разрушение рулевого винта. Началась сильная тряска, вертолет потерял путевое управление. В сложившейся аварийной ситуации отважный командир не потерял чувства самообладания и благодаря накопленному опыту и знаниям аэродинамики вертолета сохранил жизнь экипажу и 12 десантникам. Однако он получил серьезное повреждение позвоночника и врачебно-летной комиссией был отстранен от полетов, но благодаря личному мужеству, любви к своей профессии и упорным тренировкам снова вернулся в строй.

В одном из полетов вертолет Помыткина получил пробоину топливной системы левого двигателя. Возникла опасность пожара. За считанные минуты вертолет потерял 300 литров  топлива, до аэродрома базирования лететь возможности не было, командир произвел вынужденную посадку в расположении наших войск. Неисправность была устранена, вертолет вернулся на базу.

Однажды противником была скована малочисленная группа пограничников. Необходимы были огневая поддержка и последующая эвакуация личного состава. После нанесения ракетно-бомбового удара при заходе на посадку вертолет Помыткина был обстрелян, в результате чего командир был ранен в плечо. И опять летчик проявил мужество и отвагу. Машина благополучно возвратилась на базу. Снова госпиталь, но через месяц Анатолий Никандрович был уже снова в боевом строю. Снова сложные посадки на высокогорных площадках, подобранных с воздуха, снова подстерегающие опасности.

Как одному из лучших летчиков полка майору Помыткину было оказано доверие изучить и освоить новый транспортный вертолет Ми-26. Первым в пограничных войсках он освоил посадку этого вертолета на сложных площадках в горах. Им было перевезено и десантировано около 4000 т. Грузов, большое количество техники и личного состава.

 

Комиссия по расследованию лётного происшествия во главе с первым заместителем начальника погранвойск генерал-полковником И.П. Вертелко и начальником авиации ПВ генерал-майором Н.А. Рохловым, ведущими авиационными специалистами ПВ, ВВС и Министерства авиационной промышленности, пришла к заключению, что причиной отказа рулевого управления и катастрофы вертолёта был заводской конструктивно-производственный дефект в креплении хвостового винта.

Вины Экипажа в происшедшем не было, отмечались грамотные действия и отличная подготовка экипажа к действиям в сложной аварийной ситуации.

 

Работа комиссии по расследованию летного происшествия

 

Из воспоминаний Юрия Ивановича Ставицкого: "Действительно, командиром отряда был Помыткин - его борт был "70-й", мой "69-й". Так получилось, что в октябре 1985 г. один из правых лётчиков уехал по семейным, второй правый заболел «Боткина» и 18-го октября пришлось лететь двум командирам экипажей. Катастрофа начала проявляться на посадке, перестал вращаться рулевой винт. Результат - два члена экипажа погибли (бортмеханик и штурман), у Помыткина перелом ноги, у меня перелом позвоночника. Т.к. у Помыткина это был уже второй случай, его в октябре 1986 г. перевели в г. Одесса, а я стал командиром отряда, начав летать с апреля 1986 г."

 

В 1974-ом году лейтенант Юрий Ставицкий завершил учёбу в училище и получил назначение на должность командира вертолёта Ми-4 Отдельного авиационного полка Тихоокеанского пограничного округа КГБ при Совете Министров СССР. Затем в апреле 1981-го года он стал Командиром вертолёта Ми-8. Юрий Иванович в короткие сроки освоил управление вертолётом Ми-26 и в октябре 1983-го года был назначен командиром вертолёта Ми-26 с заводским номером - 34001212016 и бортовым номером - "69-Жёлтый", а затем командиром отряда вертолётов Ми-26 17-го Отдельного авиационного полка Среднеазиатского пограничного округа КГБ СССР.

11 февраля 1988 г. впервые в практике эксплуатации вертолетов Ми-26 на его внешней подвеске был эвакуирован на свой аэродром из района боевых действий у кишлака Абдулназарбег поврежденный вертолет Ми-8 подполковника Болгова С.И. Экипаж майора Ю.И. Ставицкого и весь личный состав, участвовавший в этой операции, проявили высокое летное мастерство, мужество и героизм и были награждены орденами и медалями.

 

На фото слева-направо: Александр Переведенцев (погиб в катастрофе Ми-26 №69 18.10.85 г), борттехник Владимир Макарочкин (умер в мае 2013 г.), Евгений Малухин (погиб в катастрофе Ми-26 №69 18.10.85 г.); справа: Юрий Ставицкий. Июнь 1985 года в аэропорту г. Мары Туркменской ССР.

 

 

 

Hosted by uCoz