Операция против банды "инженера Башира"

  

Из воспоминаний об одном из этапов этой операции: Иванова Германа Юрьевича, бойца ИСВ 2-ой ММГ "Тулукан" 48 ПогО, Бутрякова Алексея, бойца ИСВ 2-ой ММГ "Тулукан" 48 ПогО, Украинского Евгения, гранатометчика 3-й ДШЗ Керкинской ДШМГ 47 ПогО и заместителя начальника 3-й ДШЗ Керкинской ДШМГ 47 ПогО Набиуллина Зуфара :

 

Операция была в районе Даркада, проводилась силами Пянджской и Керкинской ДШМГ, Талуканская НДПЗ была в резерве.
Блокируя банду Керкинская ДШМГ сели справа, Пянджская ДШМГ слева, образовалась узкая горловина не прикрытая.
Духи стали выходить из окружения в образовавшуюся горловину, в этот момент туда высаживалась Талуканская НДПЗ, прямо на голову духов. Прикрывая десант был сбит "крокодил".

 

Из книги: "По обе стороны границы. Афганистан 1979-1989". Книга вторая. Воронеж, 1999. Под общ. редакцией генерал-лейтенанта Б.И. Грибанова, стр. 409-411:

 Майор Стрельников Владимир Викторович

Очередь прошила хвостовую банку...

 БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Майор Стрельников Владимир Викторович. Родился в 1959 году в г. Липецке. В апреле 78-го призван в пограничные войска, срочную служил в Оше, затем - в Алма-Ате. Через год поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков, окончил его в 1983 году. Службу продолжил в авиации Дальневосточного пограничного округа. В 86-м направлен в оперативную командировку в отдельный авиаполк, размешавшийся в г. Мары, во время которой неоднократно совершал боевые вылеты на территорию Афганистана. Участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Нефтегорске, взрыва в Каспийске. В авиаэскадрилье ЗРУ с 1995 года. Награжден орденом Красной Звезды, медалью Нестерова.

 В августе 1986 года под руководством генерал-майора И. Коробейникова проводилась крупная операция по очистке афганской территории напротив участка Московского погранотряда от бандформирований. Как это иногда бывает, реальная жизнь опровергла некоторые расчеты командования и внесла свои коррективы. Ожидаемой согласованности действий между советскими пограничниками и сарбозами достигнуто не было: афганская сторона не успела выполнить свою роль по подготовке площадок для десантирования наших групп, вследствие чего пограничники были высажены на обстреливаемые площадки. Проще говоря, это была засада. Не успела ДШМГ занять позиции, как ущелье ожило грохотом очередей. Площадку «духи» видели как на ладони, и их огонь был безжалостным и прицельным. Уже в первые минуты после высадки шестерых пограничников настигли их разящие пули. Надежда оставалась одна - на помощь с воздуха.

 Хотя к операции привлекалось до 20 вертолетов, размеры ущелья не позволяли использовать их в полной мере. Более того, зажатые в теснине, они лишались свободы маневра и становились удобной целью для бандитов. А уж как мечтал каждый «борец за веру» сбить винтокрылую машину «шурави»! Не только из-за того, что это угодное Аллаху дело, но и потому, что карманы пополнятся толстенькими пачками «зеленых»...

 Экипажем одного из Ми-24 командовал старший лейтенант Владимир Стрельников. Для него это был уже не первый бой, но до сих пор все заканчивалось удачно, без единой пробоины в фюзеляже. Но военная фортуна - дама изменчивая, и повернуться спиной может в самый неподходящий момент. При выходе на боевой курс Владимир вдруг почувствовал, что его машина теряет управление. Очередь из ДШК прошила хвостовую балку, и вертолет начал крениться на бок. Отчаянно пытаясь выровнять ставший непослушным «борт», он кинул быстрый взгляд на местность внизу: надо было садиться и при этом как можно ближе к своим. Мгновения растянулись в вечность. Каждый метр снижения давался так тяжело, будто он на собственных руках нес вертолет к земле. Ближе, ближе намеченный для посадки край рисового поля. Но норовистая машина не подчинялась до конца человеческой воле и все-таки опрокинулась на правый борт. На короткое время в глазах померкло... Первым пришел в себя меньше всего пострадавший при падении летчик-оператор Владимир Ярута. Выбравшись из кабины, он прикладом разбил блистер и вытащил своего командира. Следующая задача была сложнее: освободить борттехника Виктора Кривенко, прижатого турелью пулемета к фюзеляжу. Вдвоем навалились на пулемет, но его ствол во время падения уперся в землю и заклинил намертво. Дело затруднял ураганный обстрел «духов». Ми-24 упал как раз между их позициями и площадкой, где высадилась группа пограничников, и потому принял на себя всю злобу душманов, всю их ненависть к «шурави». К счастью, «борт» Геннадия Дроботуна, летевший в паре со сбитой машиной, прикрыл оказавшийся на земле экипаж с воздуха, умерив пыл обнаглевших моджахедов. Еще один вертолет приземлился рядом с Ми-24 Стрельникова, чтобы забрать пострадавших летчиков. Но бросать техника было нельзя, и Владимир принял решение отправить с этим «бортом» только одного члена экипажа - механика ефрейтора Штепу, а самому с Ярутой продолжить борьбу за жизнь Виктора Кривенко. Рывок, еще рывок, но проклятый ствол не поддавался ни в какую, его можно было только согнуть, а для двоих эта задача непосильна. Вдруг рисовые колосья раздвинулись. С площадки, где высадилась десантная группа, приползли старший лейтенант и два солдата. Они сообщили, что в их группе один убитый, один ранен в голову и что их тоже необходимо забрать, когда за вертолетчиками придет «борт». С помощью десантников техника удалось освободить. Он, хотя получил серьезные травмы, держался на ногах и даже был готов перебежать 50 метров по полю, отделявшему вертолет от позиции штурмовой группы. Огонь со стороны душманов не стихал, но бросок через рисовое поле прошел без непоправимых последствий. Пострадал лишь невезучий Кривенко. Пуля попала ему в бронежилет, но он, в состоянии, близком к шоковому, не замечал боли, от которой в другое время не смог бы подняться с постели, и добрался-таки до цели. Здесь летчиков и подобрал командир авиаэскадрильи Виктор Пикин, сумевший под кинжальным огнем бандитов совершить сложный маневр. Но потрясения этого дня для Владимира Стрельникова не закончились. На его глазах скончался раненный в голову десантник. Этому парню помощь пришла слишком поздно.

 ...Потом у майора Стрельникова был госпиталь в Душанбе, лечение ушибов и контузии, возвращение в свой полк на Дальний Восток, годы службы в пограничной авиации. Судьба разбросала членов его экипажа по городам и весям бывшего Советского Союза. Кривенко теперь живет на Украине, Владимир Ярута завершил свою службу, сейчас пенсионер. А майор Стрельников продолжает летать. И описанный здесь афганский эпизод за подвиг не считает. Просто такова его работа, трудная работа военного летчика.

 Олег МИХАЛЕВ.

 

Оригиналы страниц из книги "По обе стороны границы", где описывается бой глазами вертолетчиков.

 

  В этом бою погибли два бойца Талуканской ДШГ: Олейник Владимир и Калинку Георгий.

Олейник Владимир был убит выстрелом снайпера, пуля попала в рот. Калинку Георгий получил ранение в шею, в артерию, остановить кровотечение не получилось, жгут на шею не решились накладывать.
Был тяжело ранен Гончаров Руслан (на фото справа).

Описанные в статье ст. лейтенант и два бойца - это был замбой 3-й ПЗ Румянцев Вадим, сапер Алексей (Туф) и боец с 3-й ПЗ.

 

Из воспоминаний заместителя 3-й ПЗ ММГ-2 Талукан, командира НДШПЗ – Талукан, Румянцева Вадима:

Операция с самого начала не сложилась. То ли подготовились плохо, толи еще что, только карт на всех не хватило. Перед вылетом я в срочном порядке снимал для себя кальку. Ориентироваться по такой схеме было весьма затруднительно.

Как неоднократно бывало, Талуканская ДШ была в резерве. Это только звучит красиво - резерв. А на самом деле ни разу не отдыхали, только проблем больше. Обязательно выбросят в тот же день: или на голову басмачам, или для усиления флангов. Операции обычно с утра начинаются часиков в 9-10, а резерв после обеда летит. Когда все вместе высаживаются, то видят соседние площадки, ориентироваться легче. А когда тебя одного выбрасывают, то не понятно где соседи, локтевой связи нет. Еще один минус - войска к обеду уже по каски закопались, а тебе заниматься инженерным оборудованием местности предстоит уже ночью.

Так было и в тот раз. Выбрасывали нас в обед. Заставку везли на 4-х бортах. Перед высадкой летчики обработали площадку из пулеметов. Никакого движения, ни одного выстрела в ответ. Три борта высадили группы посреди поля, вернее на рисовых чеках. А меня бросили через дорогу. Вдоль дороги шел дувал с метр высотой. Бойцы высыпались веером, изготовились и лежат, ждут пока рюкзаки выкинут. Борты спокойненько улетели, а нас начали потихоньку обстреливать. Со мной был расчет СПГ-9, они развернули свою трубу и начали мочить по близлежащим домам. Замполит докладывает, что голову поднять невозможно. На той операции Володя Тильга был замом, со 2-й заставы. Пытаюсь выйти на связь с соседями, ответил только Валентин Медведев с Пянжского ДШ. Нас со всех сторон обстреливают кроме этого направления. Посадили нас в стык между Пянжским и Керкинским ДШ, фланги разошлись и между ними образовалась дыра.

Бойцы, прячась за мешки, ведут огонь, а отойти к дороге не могут. Передвигаться могла только часть моей группы. Замполит докладывает: один раненый. Беру фельдшера, тогда с-нт Мащенко медиком был; расчет ПК: классные ребятки из разведвзвода - Алмаз Сулейманов и Коля Чепурной; связиста, еще пару человек и пытаемся пробиться к ним. Остальная часть группы ведет бой, держит свой сектор. Не успел к дороге выйти - второй раненый. И тоже в голову. Чепурной пытался басмачей из АГС-17 накрыть, тут его и ранило. А у Олейника подствольник был, он приподнялся на колено и тоже стал хорошей мишенью. У обоих ранение в голову сбоку в затылочную часть. Снайпер стрелял с фланга.

Фельдшер и бойцы с носилками выйти из-за дувала не могут. Мы делаем "море огня", чтоб их протолкнуть, но не получается. Только высовываешься из-за дувала - сразу очередь перед головой. А боеприпасы у моих заканчиваются. Остальные патроны в цинках, в вещмешках посреди поля. Пытаюсь выйти на командование, минометы вызвать, помощи попросить - никто не отвечает. Как потом оказалось ПКП тоже накрыли, руководителя ранило и его эвакуировали. Патовая ситуация, не знаю что делать.

Но есть бог на свете. Слышу гул где-то в стороне пролетающих бортов. Мужики сразу в эфире откликнулись. Спрашивают, как меня найти. Объяснить по кальке не могу. Говорю: "Летите вдоль блока - найдете". Подлетели, обозначили мы себя ракетами и дымом. Спрашивают, где противник. Отвечаю: "Заходи на солнышко, и метров 150-200 дальше". Классика. Первый отработал. Второй заходит на боевой, и по нему очередь. Борт остановился, покачался, провернулся вокруг своей оси, завалился набок и упал. Клубы пыли, в 5 метрах ничего не видно. Бой прекратился, никто не стреляет, и тишина... Бойцы лежат заторможенные с открытыми ртами, в шоке. Думаю, надо использовать момент и гоню санитаров за ранеными. А по радио кричу, чтоб быстрей народ за дувал отползал. Кстати, я заметил, что в этом состоянии солдат четко выполняет все приказы, как зомби, не раздумывая. Такая наверно психология человека. Бойцы откатились, раненых вынесли, боеприпасы подносят.

Борт от нас упал в метрах 150-200. Смотрю - к нему другая вертушка подсаживается и улетает. Я подумал, что она экипаж забирала. Я был уверен, что сбили ми-8. Но в воспоминаниях вертолетчиков утверждается, что это был "горбатый". Теперь я не уверен. Может быть аберрация памяти. Да и больше 20 лет прошло. Тем более контузия дает о себе знать.

Дальше - больше. Тут, наконец, прорезался голос командования. Представляю состояние в штабе - 2 тяжелых, и борт сбили. Доложил обстановку, санитарный борт запрашиваю. А начальник мне говорит, что экипаж остался у вертолета, и санитарный борт будет один. В общем, спасать летунов надо. А я как представлю, что к борту идти надо, как раз через все поле, где наших парней ранило... Замбоем у меня был новый командир разведвзвода, он Андрюху Одиянко менял. Фамилия кажется Седяков, но точно не помню. Приводит он к нам экипаж. Все целы и невредимы. Только бортмеханик хромает. При падении борта пулемет в землю вогнало и турелью придавило ногу. А так - ни одной царапины. В рубашках, видать, родились.

И тут началась операция возмездия. Прилетело бортов 20-30. Я думал вся авиация КСАПО была там. И закрутили карусель. Зрелище - неописуемое! Тучи вертушек в карусели кружатся и по сторонам еще отдельно горбатые парами ходят. Я такого больше в жизни не видел. Ни до, ни после. "Адская карусель". Борт из этого хоровода вывалится, отнурсует, отстреляется, и опять в хоровод. Ни на одном авиа-шоу не покажут. Это как в американском кино, когда полицейского ранят, то собирается вся полиция штата и мочат всех подряд. Также и здесь. Я даю целеуказание, а радиостанцию отдал командиру экипажа, передавать своим. Обычно ведь как бывает, летуны никогда туда не стреляют, куда ты просишь. Думают им сверху видней. И одно дело, когда ты говоришь: "мираж-08, ответь "рамке-24". Другое дело когда говорит твой друг: "Серега, влево 0-20, дальше 100". И Серега со всей пролетарской ненавистью дает.

Когда загружали раненых, они еще были живы.

Мы построили мощную оборону, сделали баррикады поперек дороги. Настоящая "брестская крепость". Одна группа охраняла вертолет. Но после такого авиа удара нас больше не беспокоили.

Стемнело. Сверху поступает команда уничтожить систему опознавания "кто ты - я свой", снять "испанку", еще что-то. По радио объясняют, что где находится, а мы здесь ищем. С опознаванием быстренько справилась 200 гр. шашка тротила. А все остальное - до утра мучились. Был у меня командир отделения со 2-й заставы по кличке "Профессор". До армии он на автосервисе работал. С большим удовольствием он с гаечными ключами ползал по вертушке. Не смогли только пушку снять.

В последний вечер операции поступила команда "борт взорвать". Народ посадил в касках в окопы, да еще вещмешки сверху держали. Взрывали борт мы с сапером по кличке "батя". Кило 800 тротила. При падении нижняя бронеплита отошла и обнажились еще полные бензобаки. Взрыв был мощный, все площадки слышали. От горючки образовался гриб, как при ядерном взрыве. С утра осмотрели - от вертушки осталось 1,5 метра хвостовой балки, покореженная кабина, и оплавленный двигатель. Между ними пустота. А из мотора еще вытекал металл, и лужи его горели маленьким сине-желто-зеленым пламенем. Так что своими руками подорвал советский вертолет ми-8.

Пространный получился рассказ, но как будто заново все пережил. Да, жаль ребят. Но они погибли в бою, а не в пьяной драке. Погибли не по дурости или из-за ошибок. Нет. А просто был бой. А в бою бывают потери.

 

Из альбома «Боевой путь подразделения» Александра Ивенкова - крайнего командира ПТВ Керкинской ДШМГ

7 августа 1986 года противотанковый взвод в составе ДШМГ вылетел на операцию в район кишлака Абганда. Первый расчет вылетел в составе 1-й ДШГ. Через 2 часа после высадки позиции начали обстреливать с кишлака находящегося по левому флангу, ведя огонь совместно с позицией лейтенанта Водопьяна они уничтожили двух басмачей, остальные прекратив огонь скрылись. В дальнейшем перенеся огонь на блокируемый кишлак, из которого также велся огонь по позиции, расчет начал прикрывать действия афганской армии. Второй расчет на этой операций действовал в составе 3-й ДШГ, которой командовал старший лейтенант Подолякин. Произведя высадку сопротивления не встретил. В дальнейшем, получив задачу совершить марш и перекрыть ущелье, возможный путь отхода бандитов. Группа, совершив марш начала спуск, на спуске, попав под сильный огонь противника, продолжала выполнять задачу. Расчет СПГ-9, получив задачу уничтожить огневую точку противника, больше сделать ни одного выстрела не смог, потому что бандиты заметили, откуда работает гранатомёт и перенесли на него плотный прицельный огонь. Тогда расчет по команде начальника заставы начал выполнять задачи стрелков заставы. В 19.00 задача, поставленная группе, была выполнена. Третий расчет входил в состав 2-й ДШГ. При высадке боевых действий не вел. 15 августа 2-й расчет в составе 3-й ДШГ вылетел для оказания помощи. Активных боевых действий не было. В результате поиска было много найдено оружия, боеприпасов и радиостанция "КВ".

 

    25 августа 1986 года ДШМГ вылетела на операцию по блокировке насаленного пункта Дашти-Кала, Противотанковый взвод вылетел в составе ДШМГ. Первый расчет действовал в составе 1-й ДШГ, которой командовал старший лейтенант Лукашов Н.Н. Через полчаса после высадке бандиты начали обстрел который не прекращался до наступления темноты. Расчет СПГ-9 вел прицельный огонь по позициям противника, тем самым оказал поддержку всей группе. Второй расчет действовал в составе 2-й ДШГ. После высадки бандиты открыли огонь по группе. Вся группа вела бой до наступления темноты. Третий расчет действовал с 3-й ДШГ. После высадки группе пришлось совершить марш на полтора километра. При совершении марша группа попала под минометно-ружейный огонь. Выйдя на занимаемый рубеж, группа заняла оборону. Активных боевых действий группе вести не пришлось. Первого сентября ДШМГ получило задачу на проведение операции в районе кишлака … по уничтожению бандгрупп. Первой на высадку пошла группа захвата 2-й ДШГ, в расчет которой входил расчет СПГ-9. При высадке бандиты оказали активное сопротивление. Группа вела бой в течении двух суток. Остальные ДШГ пошли на высадку спустя двое суток.

 

Из «Графика вылетов Керкинской ДШМГ в 1986 г. (по данным стрелка-гранатометчика 3 ДШЗ Украинского Е.)»:

7 августа-20 августа, Московский ПО.

Поиски инженера Башира в кишлаке Абганда. Ранение командира БГ 3 ДШЗ Новакова Виталия.

25 августа-28 августа, Пянджский ПО.     

Тяжелая высадка в «зеленке»». При захвате площадки стали свидетелями как был сбит МИ-24. Как сообщили позже, экипаж удалось спасти (?)

2 сентября-9 сентября

Операция в зеленке у кишлаков Чашмакан и Абазан. Впервые работали совместно с «дружественной» бандой по зачистке района..

 

Из сборника: «ВРЕМЯ  ВЫБРАЛО  НАС...». Сборник примеров героических поступков воинов-интернационалистов. Под общей ред. подполковника В. Кудрявцева. Автор-составитель капитан С. Сметанников, г. Душанбе 1988 г., 50 с.:

Это было 7 августа 1986 года. Бандиты, блокированные в к. Абганда, оказались в отчаянном положении и решили идти на прорыв по дну ущелья, обойдя группу младшего сержанта Виталия Новакова. Расчет был на то, что даже заметив прорыв, мотострелки не успеют спуститься и перекрыть им путь.

Но противник просчитался. Обнаружив его, Новаков, увлекая за собой бойцов, первым прыгнул на каменистый склон. Минуя тропы и поминутно рискуя сорваться, Виталий быстро добрался до дна ущелья и смело вступил в бой с бандитами.

В первые минуты боя, получив ранение, командир не отступил, продолжая руководить действиями подчиненных. Дважды в течение ночи мятежники предпринимали яростные попытки прорваться, но боевая группа стояла крепко, равняясь на своего командира и комсомольского вожака. В этом ночном бою десантники уничтожили свыше десятка душманов, столько же захватив в плен.

За умелые и решительные действия, личное мужество и стойкость, проявленные в бою, комсомольский секретарь Виталий Новаков награжден орденом Красного Знамени.

 

Когда командир звена вертолетов войсковой части 9809 капитан Сергей Болтов узнал, что у десантных подразделений, ведущих бой в районе к. Бакбаян, заканчиваются боеприпасы, он первый вызвался подняться в небо.

Выполнив задание, вертолетчики решили возвратиться на свой аэродром. Тут ведущий пары, капитан С. Болтов увидел, что подбит и произвел вынужденную посадку рядом с душманами работавший с ним вертолет.

На принятие решения оставались секунда: к поврежденной машине уже бежали со всех сторон бандиты. Дав залп НУРСами и заставив бандитов залечь, Болтов приземлился рядом с подбитой машиной.

Едва вертолет коснулся земли, на помощь экипажу "мертвой" машины устремился бортовой техник лейтенант А. Ибатулин. Короткими очередями из автомата отбив группу басмачей, молодой офицер на себе перенес раненых товарищей в свой вертолет. Машина птицей ушла по ущелью.

На одном двигателе и с девятью пробоинами произвел в тот день, 25 августа 1986 года, посадку вертолета на свой аэродром Сергей Болтов.

Родина высоко оценила мужество командира. Капитан Сергей Болтов награжден медалью "За отвагу".

 

Вертолетчики были вызваны 25 августа 1986 года на поле боя мотострелками. Им, спешившим на помощь афганским подразделениям, душманы устроили засаду. Завязавшаяся перестрелка мешала движению нашего подразделения. Нужна была помощь с воздуха.

...Вертолеты вел командир эскадрильи войсковой части 2178 Виктор Пикин. Узкая теснина с крутыми скальными обрывами ограничивала возможность маневра. Поэтому атаковать пришлось поочередно. Воспользовавшись этим, очередью крупнокалиберного пулемета бандиты вывели из строя машину старшего лейтенанта В. Стрельникова, Он пошел на вынужденную посадку и скоро сел вблизи боевых порядков душманов.

Попытки двух экипажей спасти товарищей не увенчались успехом. Противник перенес сюда огонь всех своих зенитных средств. Получив повреждение, вертолеты были вынуждены покинуть район боевых действий.

Когда В. Пикин увидел, что вертолет Стрельникова В. подбит, он, развернувшись поспешил на выручку. Снизу ему навстречу тянулись свинцовые трассы зенитного пулемета. Рискуя оказаться сбитым, комэск продолжал снижаться, поставив паре боевых вертолетов задачу на прикрытие.

Взрывы НУРСов заставили душманов залечь. Пикин тут же посадил свой вертолет рядом с подбитой машиной, забрал ее экипаж и взлетел под ураганным огнем опомнившихся бандитов.

Засада душманов была рассеяна: путь мотострелкам открыт. За этот подвиг подполковник Виктор Пикин награжден орденом Красного Знамени.

 

 

25 августа 1986 г. при проведении операции в районе горной базы Шахри-Бузург наше наземное пограничное подразделение попало в засаду. На помощь были вызваны вертолеты. Вел звено на поддержку командир эскадрильи майор В.Н. Пикин. Атаковать пришлось  поочередно, по одному, так как узкая теснина с крутыми скальными обрывами и карнизами ограничивала возможность маневра вертолетам. Воспользовавшись этим, душманы очередью из крупнокалиберного пулемета подбили вертолет Ми-24 старшего лейтенанта В.В. Стрельникова. Он задымил, пошел на вынужденную посадку и с трудом приземлился на небольшое плато в ущелье вблизи боевых порядков противника в районе западнее  Шахри-Бузург.

В развернувшейся скоротечной спасательной операции роль командира группы всегда является определяющей, то есть инстанцией принимающей какое-то окончательное решение. Зная о малом остатке горючего у вертолетов его звена, майор Пикин сразу доложил на КП и вызвал дежурную пару поисково-спасательных вертолетов на помощь. Попытки оставшихся двух экипажей  сходу спасти товарищей не увенчались успехом, так как противник перенес в этот район огонь всех своих зенитных средств. Получив повреждения, к тому же не имея запаса горючего, эта пара была вынуждена покинуть район «драматических» боевых действий. Оценив обстановку, майор В.Н. Пикин принимает единственное тактически грамотное решение - подойти к сбитому вертолету на предельно-малой высоте с другой стороны ущелья, где меньше  противодействие. Поставив задачу вновь подходящей паре на прикрытие, он стал снижаться в ущелье. Навстречу ему потянулись  огненные трассы.

В это время в район  боевых действий в составе пары вертолетов прибыл заместитель командира эскадрильи майор С.И. Болгов. Разобравшись в обстановке и доложив командиру и на КП, он принимает решение подойти к горящей машине сверху, через позиции бандитов. Этот маневр отвлек противника от вертолета майора Пикина, но во время посадки вертолет С.И. Болгова получил боевые повреждения, в том числе пуля попала в левый двигатель его вертолета, и он  загорелся. Однако пожар удалось погасить, выключив двигатель и произведя срочную посадку.

Огневая поддержка вновь прибывшей пары вертолетов заставила бандитов залечь. Майор В.Н. Пикин тут же посадил свой вертолет рядом с подбитой машиной В.В. Стрельникова, забрал ее экипаж и под непрерывным огнем противника взлетел в обратную сторону. После взлета  вертолета  В.Н. Пикина,  на одном двигателе взлетел и майор  С.И. Болгов. Всей группой они благополучно прибыли в Московский. Быстрая эвакуация сбитого экипажа, получившего различные ушибы и сотрясения мозга, доставка его сразу в госпиталь спасла им жизнь, ускорила их выздоровление и ввод в строй [24].

 

 

 

Hosted by uCoz