Операция по разгрому горной базы «Джароб» в марте 1985 г.

 

Из графика вылетов замполита Керкинской ДШМГ капитана Радчука Владимира Викторовича:

2 марта  - 22 марта  1985 г. (19 дней) - высота 1221,0 (Тахта-Базар)

 

Из книги Новикова В.С. «Крылья границы: Историко-документальный очерк». -М.: Граница, 2008. –455 с.:

14 марта 1985 г. командир вертолета Ми-24 капитан Ю. Монмарь, летчик-штурман лейтенант А. Зырянов, бортовой техник старший лейтенант И. Ломов в операции по разгрому горной базы бандитов «Джароб» в составе авиазвена выполняли боевую задачу по огневой поддержке высадки десанта и прикрытия его боевых действий с воздуха. На выходе из очередной атаки экипаж увидел, как из ближайшей ложбинки к его вертолету пунктиром тянутся огневые строчки. Прямо туда, к самому ее истоку, и кинул командир свою машину. Огневая точка противника замолчала, но секундой раньше получил боевое повреждение и вертолет капитана Ю. Монмаря: произошла резкая разгерметизация кабины вертолета, частично отказало управление, и внутри вертолета возник пожар. Командир решил вести вертолет на свой аэродром и несмотря на интенсивный обстрел, сумел это сделать. Вертолет был не только спасен, но и восстановлен.

 

Из сборника: «ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС...». Сборник примеров героических поступков воинов-интернационалистов. Под общей ред. подполковника В. Кудрявцева. Автор-составитель капитан С.Сметанников, г. Душанбе 1988 г., 50 с.:

14 марта 1985 года в числе других, обеспечивающих высадку десантных подразделений в районе к. Калайи-Нау, был экипаж вертолета МИ-24 воинской части 2178 капитана Юрия Манмарь.

На земле мелькали огненные вспышки, - это вступили в бой пришедшие на помощь афганским подразделениям десантники, вздымались вздыбленные НУРСами фонтаны огня и пыли, одна за одной замолкали огневые точки противника.

На выходе из очередной атаки, Юрий увидел как из ближайшей ложбинки к его вертолету пунктиром тянется огневая строчка. Прямо сюда, к самому ее истоку и кинул он свою машину. Огневая точка бандитов замолчала, но секундой раньше повреждение получил и вертолет капитана Ю. Манмарь. Частично отказало управление, внутри вертолета возник пожар. Командир решил вести машину на свой аэродром. И он сумел это сделать. Вертолет был не только спасен, но и восстановлен.

А вскоре капитан Юрий Манмарь, кавалер ордена Красной Звезды вновь вел своя машину в бой.

 

14 марта 1985 года после десантирования в районе к. Бала-мургаб отделение старшего сержанта Василия Хамко с ходу закрепилось на высоте 1121,0. Быстро и грамотно организовав оборону, Хамко решительно поддерживал огнем атакующую укрепленную базу бандитов группу старшего лейтенанта Ю. Лапушко.

С высоты хорошо просматривались все подступы к базе. И когда многочисленная группа душманов решила обойти наше подразделение и ударить по нему с тыла, старший сержант Хамко бросил свое отделение на ее уничтожение.

Используя естественные укрытия, бросками, по одному, отделение спустилось по террасе к подножию высоты, перерезав бандитам путь выхода в тыл группе Ю. Лапушко. Когда противник вышел из-за поворота, его встретил мощный огонь смельчаков. Уйти никто из бандитов не успел... А группа Ю. Лапушко в это время громила бандитов уже в опорном пункте.

А через несколько дней Василий погиб. Герой Советского Союза Виктор Капшук, друг Василия, вспоминал: "Брать нам тогда пришлось хорошо укрепленную базу. Душманы там были обучены в загранцентрах, имели хорошее оружие, да и владели им отменно. Мы бежали в атаку вместе. На долю секунды я замедлил шаг, чтобы заменить пустой магазин, Вася вырвался вперед, сделал несколько шагов и упал... Когда я наклонился к нему, он успел прошептать только одно слово: "Все..." - и закрыл глаза..."

Родина высоко отметила героизм и мужество воина-интернационалиста. Василий Хамко посмертно награжден орденом Красной Звезды.

 

ШАГ В БЕССМЕРТИЕ

К бессмертному подвигу,

высшему из вдохновений,

не как на вершину

идут, от ступени к ступени,

к бессмертью взлетают,

подобно пылающим птицам,-

себя целиком отдавая,

а не по частицам.

Фазу Алиева

 

 

Hosted by uCoz