Вынужденная посадка пары вертолетов Ми-24 на территории Пакистана

 

    Из книги Новикова В.С. Крылья границы: Историко-документальный очерк. — М.: Граница, 2008.— 455с.:

…в 1987 г. пара вертолетов Ми-24 Алма-Атинского авиаполка из Гульханы, что в зоне ответственности Хорогского пограничного отряда, села на вынужденную посадку на территории Пакистана…

3 октября 1987 г. для выполнения обычной плановой боевой задачи по воздушной разведке пограничных перевалов по маршруту полета Гульхана, Тергиран, Сараб, Гульхана, щель Редхва на предмет обнаружения прохождений бандитских караванов из Пакистана утром взлетела пара боевых вертолетов. По маршруту полета дислоцировались маленькие гарнизоны погранвойск в Гульхане, Тергиране, Умоле, Акшире, Гардане, Бандар-Посту, с которыми экипажи вели радиосвязь. Однако внезапно резко ухудшилась видимость, усилился ветер, и экипажи вынуждены были снизиться. Продолжая полет в ущельях, в условиях ограниченной видимости, летчики перепутали похожие друг на друга ущелья и отвернули с заданного курса. В результате потери ориентировки и почти полной выработки топлива два экипажа вертолетов Ми-24 (командир звена майор Е. Кузьмин, старший летчик-штурман лейтенант Н. Юрпольский, бортовой техник старший лейтенант А. Кононенко; командир второго экипажа капитан Н. Шкрябко, старший летчик-штурман лейтенант С. Серов, бортовой техник лейтенант А. Плюснин) произвели вынужденную посадку в 19 км южнее условной линии границы Афганистана в районе к. Зиварутс на территории Пакистана, в 100 км южнее площадки вылета Гульханы. Командир звена майор Е. Кузьмин в 8.05 местного времени доложил о вынужденной посадке на аварийном остатке горючего на КП, но места своего приземления определить не имел никакой возможности.

Развернулась срочная поисково-спасательная операция. Были задействованы два экипажа самолетов Ан-26 и вся авиагруппа вертолетов в Гульхане. Поиск производили по маршруту Гульхана, Бандар-Пост, далее вдоль границы с Пакистаном до перевала Аграм-Ан. Поиск в этот день результатов не дал и был прекращен в связи с наступлением ночи. На следующий день, 4 октября, в 9.20 наконец экипаж самолета Ан-26 запеленговал сигнал аварийной радиостанции пропавших вертолетов. Сомнений не осталось - вертолеты сидят в Пакистане в районе р. Завир-Гол. Командование оперативной группы ВПО, находившейся в Гульхане, и авиационной группы во главе с полковником В. Захаровым предложили шестью вертолетами выйти в район обнаружения вертолетов, сесть и дозаправить произведших вынужденную посадку пару вертолетов и вместе вылететь на свою базу. При невозможности вылета заблудившихся вертолетов уничтожить их, а экипажи эвакуировать.

Сразу доложили в Москву, в оперативную группу ГУПВ. Уже в 10 ч из ГУПВ было передано распоряжение: «...Вылет спасательной группы запретить. Вопрос передачи экипажей и вертолетов будет решаться дипломатическим путем. Выйти на связь с экипажами двух вертолетов и передать: уничтожить секретную аппаратуру и документацию, в бой не вступать, на инциденты и конфликты не идти, оружие не применять...».

Майор Е. Кузьмин сообщил, что по вертолетам и экипажам открыта стрельба из стрелкового оружия и вооруженные пакистанские военные осторожно приближаются к вертолетам. Сразу напрямую был сделан доклад в Главное управление пограничных войск КГБ СССР. Оттуда вновь поступило распоряжение: передать экипажам, чтобы они обозначили свою сдачу и не открывали никакой стрельбы. Экипажи белым флагом обозначили свою сдачу. В 12.30 с экипажами окончательно прекратилась радиосвязь.

Как потом мы узнали от членов этих экипажей только на второй день к ним подошли скауты во главе с начальником полиции округа Мастудж, отобрали у всех оружие и какие были документы, составили акт о задержании и добровольной сдаче, на машине отвезли в ближайший населенный пункт и три дня содержали всех шестерых человек под стражей в районе Таркох, затем отвезли в Читрал, а потом в Исламабад.

И тут надо отдать должное и сказать большое спасибо начальнику погранвойск генералу армии В. Матросову и его первому заместителю генерал-полковнику И. Вертелко, во-первых, запретивших заведомо неэффективную поисково-спасательную операцию по спасению экипажей, и, во-вторых, сумевших по дипломатическим каналам Министерства иностранных дел СССР, за 3-4 дня вызволить экипажи с территории Пакистана. Вертолеты, получившие пулевые пробоины при пленении экипажей, пришлось уничтожить. На нашем пограничном самолете Ан-72 их доставили из Исламабада в Душанбе, где и происходило расследование этого летного происшествия.

По воспоминаниям начальника воздушно-огневой и тактической подготовки авиационного управления ФПС России полковника А. Ефремова, бывшего в то время старшим штурманом Душанбинского авиационного полка, и членом комиссии по расследованию этого летного происшествия: «...вскрылось много недостатков в подготовке экипажей и их действиям в воздухе: во-первых, летчиками-штурманами обоих экипажей были вчерашними выпускниками авиационного училища, прибывшие в часть месяц назад и не имеющие никакого боевого опыта полетов, тем более в горах; во-вторых, у ведущего экипажа не оказалось крупномасштабной карты на район южнее Бандар-Поста, и он вел ориентировку по 20-километровой карте, что совершенно не эффективно в горах; в-третьих, ведущий экипаж доверился «опытному» командиру ведомого экипажа и визуальную ориентировку не вел; в-четвертых, и это самое интересное, экипажи, поняв, что они окончательно заблудились, применили «дедовский» метод восстановления ориентировки, который в шутку в авиации называется «опросом местных жителей». Они произвели посадку на склоне ущелья возле довольно крупного кишлака и узнали от Пакистанского местного жителя, пасущего овец, как называется этот населенный пункт - Ови, причем Ови пакистанский, так как на карте в 40 км от него находится еще Ови афганский; в-пятых, после уточнения места нахождения вертолетов оба экипажа четко поняли, что преодолеть горы высотой около 6000 м, чтобы напрямую выйти на Гульхану, им не по силам, но наперекор здравому смыслу, командиры вертолетов приняли решение взлететь и пытались набрать высоту для прохождения перевала. В этот момент загораются красные лампочки «аварийный остаток топлива» и им ничего не осталось, как искать подходящее место для вынужденной посадки».

По результатам расследования были сделаны выводы о слабой подготовке экипажей в сложных метеоусловиях полетов... По решению командования погранвойск командиры обоих экипажей были уволены из войск, молодые летчики-штурманы получили серьезные взыскания, но были оставлены на летных должностях.

 

 

Hosted by uCoz