Операция по деблокированию гарнизона "Тути" в 3-ей декаде июля 1986 г.

 

Из книги "Пограничники в огне Афганистана | 1979-1989" в 2 т., -М., Изд-й дом "Граница", 2019; т.1 стр.273-275 [27]:

 

После выставления в январе 1986 г. в районе кишлаков Дашти-Чинар и Тути новой 4-й мотоманевренной группы от Тихоокеанского округа в Московском пограничном отряде к лету начались проблемы с тыловым обеспечением этой маневренной группы. «Духам» очень не понравилось такое тесное соседство с нашей мотомангруппой, так как путем выставления засад она перекрывала им маршруты свободного перемещения из Рустакской зоны в район города Файзабада и по долине реки Кокча в направлении города Талукан. Поэтому они всячески пытались заблокировать минно-взрывными заграждениями маршрут движения наших колонн от кишлака Рустак в направлении кишлаков Багисар и Саррустак и далее через перевал Дивари-Танг на Дашти-Чинар. Минирование этого маршрута началось буквально сразу же после выставления гарнизона (т.е. в январе–феврале 1986 г.). Однажды ночью после прошедших накануне в верховьях ущелья Сари-Джуй и Дивари-Танг сильных дождей были слышны несколько мощных взрывов. Это был результат воздействия мощных селевых потоков на установленные в сухом русле долины фугасы, большая часть которых была ими приведена в действие или смыта. Разведчики Московского пограничного отряда через 2–3 дня подтвердили эту информацию. По их данным в Рустакской зоне появилась группа специалистов-подрывников, прошедших специальную подготовку в Пакистане и специализирующихся на установке фугасов большой мощности, управляемых как по радио, так и с помощью контактных замыкателей различного типа.

Первой ласточкой такого рода смертельных фугасных ловушек стал факт подрыва 15 апреля 1986 г. БТР-60 4-й маневренной группы севернее гарнизона «Тути» в 1,5 км восточнее к. Дашти-Чинар. В этот день оперативная группа пограничного отряда осуществляла проводку транспортной колонны тыла к местам дислокации в «Рустак» и «Тути», а маневренная группа «Тути», встречая колонну, выставляла свой блок в районе к. Дашти-Чинар и кряжа Дивари-Танг. Вначале произошел подрыв на противотанковой мине БТР из группы сопровождения колонны в районе к. Саррустак. В результате трое военнослужащих получили контузии, в т.ч. старший офицер инженерного отделения отряда капитан М.В. Зенкин. Затем поступило сообщение о подрыве БТР в районе гарнизона «Тути». Произошло следующее. Пограничная застава под командованием капитана В.В. Привалова вставала на блок в наиболее опасном месте для встречи транспортной колонны. При попытке подъема БТР начальника заставы из сухого русла реки Дивари-Танг на плато в направлении к. Дашти-Чинар произошел взрыв фугаса большой мощности (порядка 25–30 кг тротила) под днищем машины, в результате которого БТР отбросило на 5–8 м в сторону и перевернуло. В результате такого мощного взрыва днище БТР в районе башни было практически все вырвано, а саму башню сорвало и отбросило на 20–25 м в сторону, корпус БТР был раздут как консервная банка и в 2–3-х местах расколот, большая часть колесных редукторов были оторваны взрывом. Погибли восемь военнослужащих 4-й мотоманевренной группы, в том числе два офицера – начальник 3-й заставы капитан Виктор Витальевич Привалов, оперативный уполномоченный особого отдела майор Григорий Иванович Соловьев.

Время шло, снабжение 4-й маневренной группы «Тути» осуществлялось по воздуху вертолетами, но вертолетами-то особо не напасешься да и накладно. И наступил такой момент, когда в гарнизоне оказались на исходе боеприпасы, особенно минометные мины и патроны к башенным пулеметам БТР, продовольствие и топливо. Дошло до того, что топлива в БТР и БМП оставалось лишь для поддержания в заряженном состоянии АКБ.

Руководством оперативной группы Среднеазиатского округа было принято решение о проведении в третьей декаде июля 1986 г. (с 22 по 29 июля) частной операции по деблокированию гарнизона «Тути» и проводке транспортной колонны тыла в «осажденный» гарнизон. К операции привлекались две усиленные пограничные заставы (УПЗ) от 1-й и 3-й мотоманевренных групп 117-го пограничного отряда, десантно-штурмовые группы Восточного пограничного округа и 48-го погранотряда – для блокирования района кишлаков Саррустак–Кызыр–Гандж–Деври–Ходжахайраб. Транспортная колонна собралась значительная, одних только топливозаправщиков порядка 15–20 машин. Сопровождение колонны осуществляла усиленная погранзастава от 2-й мото-маневренной группы «Янги-Кала» под командованием начальника подполковника Валентина Ивановича Дечука. В состав группы разведки и разграждения (ГРР) вошло отделение саперов 3-й мото-маневренной группы «Чахи-Аб» вместе с командиром инженерно-саперного взвода лейтенантом В.И. Субиным и штатный инженерно-саперный взвод 2-й ММГ. В группу также были включены путепрокладчик БАТ-2 и БМР-1 (бронированная машина разминирования) с катковым колейным тралом КМТ-7 от 2-й мотоманевренной группы.

После переправы через реку Пяндж колонна быстро и без происшествий дошла до 1-й мотоманевренной группы «Рустак», где и остановилась на ночевку. Оставив часть транспортных машин в гарнизоне 1-й ММГ, колонна с утра двинулась в путь. В районе 1–1,5 км северо-западнее к. Саррустак, в одной из теснин после взрыва под катковым тралом БМР-1 сработавшей противотанковой мины, сняли два больших фугаса (примерно по 15–20 кг каждый) с контактными взрывателями и 3 «итальянки» TS-6,1.

Весь путь по пересеченной местности прошли с помощью путепрокладчика БАТ-2, который довольно-таки быстро торил дорогу. Миновав кишлак Саррустак, где колонна была традиционно обстреляна «духами», вышли на относительно равнинную часть долины Таразу и далее привычным маршрутом на юго-восток в сторону перевала Дивари-Танг, где группу настигла сильнейшая пылевая буря (так называемый «афганец»). Сразу же потемнело как ночью, а от песка не спасали даже марлевые повязки и защитные окуляры. Поступила команда остановиться, рассредоточиться и переждать «афганец» на месте. Буря бушевала более суток. Встав в круговую оборону и рассредоточив транспортные машины в складках местности, группа переждала самый пик бури, и как только немного посветлело, вновь тронулась в путь. До гарнизона «Тути» по кратчайшему пути оставалось около 20 км. Но ей предстояло преодолеть самый сложный участок маршрута до кряжа Дивари-Танг и далее два района особо опасных с точки зрения возможного минирования. Тем более, что от разведчиков накануне поступила информация о том, что на оставшемся отрезке маршрута можно ожидать до 10–12 фугасов и порядка 25 мин. Условия местности после перевала особо не позволяли маневрировать, поэтому боевой порядок был выстроен следующим образом: первыми по маршруту шли саперы в пешем порядке и тщательно проверяли дорогу с помощью МРС, миноискателей и щупов, их с флангов прикрывали также в пешем строю стрелки. Далее шла БМР-1, за ней с уступом в 50–60 м – БАТ-2 и по возможности срезал грунт на глубину 10–15 см. Ну а далее шла остальная колонна. Колонный путь старались прокладывать новый, избегая старых наезженных дорог.

Так дошли практически до выступа кряжа Дивари-Танг. И здесь пришлось повернуть строго на запад, прокладывая трассу по крутому северному склону высоты с отметкой «1518». Именно здесь, в самом узком месте между двух обрывистых откосов, были последовательно обнаружены и обезврежены 2 крупных фугаса, заложенных на глубину около 60–70 см с контактными замыкателями, выведенными в старые колеи. Скорость движения колонны в этот период вообще упала до нуля, а проще сказать колонна стала. Проложив новый путь, колонна вышла к последнему опасному рубежу, который находился точно напротив печально известного к. Дашти-Чинар. Но здесь никакого обхода придумать было просто невозможно, пришлось более тщательно проверять все устье сухого русла практически по сантиметру. И усилия саперов были вознаграждены – удалось обнаружить еще два 15-килограммовых фугаса, которые были обернуты в овечью шкуру (чтобы исключить их обнаружение минно-розыскными собаками). Дополнительно прокатав с помощью БМР-1 всю площадь (около 300 м2) этого устья, колонна наконец-то вышла на финишную прямую к гарнизону.

Войдя в гарнизон и расставив машины, саперы буквально попадали от усталости и неимоверного морального напряжения. Механика-водителя БМР-1 вообще доставали из люка машины под руки, так как самостоятельно он выбраться не смог. Боевая задача была выполнена, колонна без потерь дошла до гарнизона, в ходе проводки было обезврежено 6 мощных фугасов и 3 «итальянки». Тралом БМР-1 было уничтожено еще 2 «итальянки».

 

ущелье Дивари-Танг

 

развалины крепости Тути

 

 

Hosted by uCoz