Операция против банды "инженера Башира" под Рустаком

  

Из воспоминаний Степнова Михаила Геннадьевича, замполита 3-й погз 1-й ММГ 47 пого:

«Из Калай-Хумба нас перебросили в Керки. Прилетели мы на аэродром Керков, а тут дают команду – в часть не выезжать, ждать дополнительной команды. Потом команда поступила – нас опять грузят в борты и мы летим в Московский пого. Началась операция на бандглаваря Инженера Башира под Рустаком в районе кишлака Ялькашан. Бортов нагнали в Московский очень много. Вероятно, оба авиаполка: Марыйский и Душанбинский. Вылетали мы рано утром. Я был в первой волне. В вертолете всего 4 человека: расчет ПК, снайпер и я. При подлете к месту высадки вертолетчики отнурсовались всей кассетой правым бортом, у которого я сидел. Увидев справа по борту столб огня и, почувствовав, как вертолет отбросило назад, я подумал, ну вот и прилетели… Скорее всего «Стингер»… Оказалось, что так выходит полная кассета НУРСов.

Борты даже не приземлялись, касались земли одним передним колесом, а то и просто зависали, мы выпрыгнули из борта и сразу заняли круговую оборону. Бросали то нас непосредственно на «духовские» позиции. Осмотревшись, поднялись вверх в гору метров на 100-150. Попали на позицию ДШК. Правда самого ДШК там уже не было, валялись только гильзы. Обзор с этой позиции был прекрасный. Видно все и во все стороны. Долина, как на ладони. Да и сама позиция была сделана на славу. Такие подземные ходы сообщения…

После первой волны высадились основные силы Керкинской ДШМГ. Я в этот период продолжал командовать 1 ДШЗ и одновременно исполнять обязанности замполита всей ДШМГ. В том районе, где десантировалась 1 ДШЗ, было и управление ДШМГ.

На следующий день, или через пару дней (сейчас уже вспомнить трудно) вызывает меня Лапушко Юра и ставит задачу: я и со мной еще человек 10 – боевой разведдозор. Нам предстоит в горных условиях выдвинуться в определенную точку. Основные силы: большая часть 1 ДШЗ, управление ДШМГ и «Альфа» будут двигаться за нами с временным разрывом 10 минут. Нам предстояло выйти к месту десантирования 3 ДШЗ.

Сначала мы спустились в ущелье. Дальше надо было подниматься по практически отвесным скалам. Пока мой боевой разведдозор искал место подъема на эти скалы, нас успели догнать основные силы. С божьей помощью забрались на эти скалы, оттуда на горный хребет и пошли вперед. В ходе движения к нам каким-то образом присоединились сарбозы. Лапушко дает мне команду – вперед не лезть, а гнать перед собой сарбозов. Сарбозы тупят, вперед идти не хотят, боятся засады. Юра Лапушко тоже сзади подгоняет, нервничает, начинает темнеть, а нам еще идти и идти. Плюнул я на этих сарбозов и пошли мы с БРД сами вперед. На подходе я услышал, что в 3 ДШЗ подорвался солдат. Уже в полной темноте соединились с 3 ДШЗ Николая Рулева.

Таких горных переходов я до этого момента не испытывал. Из сил выбился полностью. Даже на Куфабе с его кислородным голоданием было легче. По приходу на место расположения узнал подробности подрыва солдата.

После десантирования вечером бойцы 3 ДШЗ стали готовить пищу. Рядовой Семененко Александр для создания кострища поднял камень, а под этим камнем оказалась граната. Она, естественно, рванула. Всю мощь взрыва и осколки Семененко принял на себя. Позже на этом месте нашли накладную на продукты для НДШЗ «Имам-Сахиб». Вероятно, ранее здесь также проводилась операция и бойцы из этой НДШЗ оставили гранату под камнем для «духов». Ставили то для «духов», а оказалось, для своих… Что скрывать, сколько было потерь от своих…

На следующий день Лапушко Ю.М. поставил моей ДШЗ задачу – совершить разведрейд в окрестностях расположения ДШМГ, но в кишлак не соваться. Что мы успешно и сделали. Пол дня опять по горам протопали, правда никого в окрестностях не нашли.

Как нас снимали с операции уже не помню. Помню, что сняли в Московский, а оттуда в Керки мы летели на Ми-26. Часть ДШМГ улетела самолетом Ан-26, но основная часть, в том числе и я – на вертолете.

По прибытию в Керки мы помянули погибших за время этих операций товарищей. Поминки были дома у Лукашова Николая. После операций с Керкинской ДШМГ мне предложили в ней остаться. Но после всех этих боевых потерь такого желания у меня не было. Я сказал, что хочу «домой» – в Меймене. Прилетел в Меймене и моя мангруппа мне показалась просто раем! Что было, то было…»

 

01.10.1985 года при проведении десантной операции по поиску банды «инженера Башира» в районе кишлака Ялькашан (юго-восточнее Рустака) погиб, подорвавшись на гранате, радиотелеграфист 3-й ДШЗ Керкинской ДШМГ рядовой СЕМЕНЕНКО Александр Иванович

 

  Подробности операции в Рустакской зоне осенью 1985 года в истории ММГ-1 "Меймене" за 1985 год.

 

Из сборника: «ВРЕМЯ  ВЫБРАЛО  НАС...». Сборник примеров героических поступков воинов-интернационалистов. Под общей ред. подполковника В. Кудрявцева. Автор-составитель капитан С.Сметанников, г. Душанбе 1988 г., 50 с.:

Отделение сержанта Владимира Чердакова (войсковая часть 2066) десантировалось с вертолета тогда, 27 октября 1985 года, в район к. Куль первым. Выстрелов не было, хотя то, что в кишлаке бандиты, известно было наверняка.

Ночь опустилась быстро и тихо. Сержант Чердаков лежал у своего пулемета и внимательно прислушивался к перестрелке, то тут, то там, взрывающей на несколько секунд ночную тишину.

И когда, кажется совсем рядом, заговорили автоматы и заухали выстрели безоткаток, Владимир понял: бандиты напали на соседнее отделение, пытаясь окружить и уничтожить его. Чердаков тут же вызвался помочь товарищам.

Броском преодолев подъем, не крутой, но затяжной, Владимир со своим пулеметом оказался над сопкой, которой, пытались штурмом овладеть душманы.

Луна, выглянувшая из-за облаков, выхватывала из темноты группу за группой. Туда и направил огонь своего пулемета сержант Чердаков. Точные очереди недоступного для душманов пулеметчика разметали бандитов, заставили их откатиться назад. Вырвавшееся из окружения отделение, преследуя бандитов, нанесло им поражение,

Владимир Чердаков награжден двумя медалями. Одна из них, - «За боевые заслуги» - за этот бой.

 

28 октября 1985 года боевая группа старшины Сергея Гармаш (войсковая часть 2066) успела засветло "оседлать" ущелье у к. Куль. Сделали это воины быстро и скрытно.

Только к полуночи обнаружила разведка противника их позиции. Против десантников была брошена бандгруппа в шесть раз превосходящая по численности закрепившееся на высоте отделение. Атаку, предпринятую душманами, отбили быстро. Откатившись назад, бандиты создали угрозу отхода и удара по подразделению с тыла. Разгадав намерения бандитов, молодой коммунист рядовой Игорь Дьячик, незаметно сменив позицию, развернул пулемет и почти в упор ударил по приблизившимся к окопам басмачам. Еще одна атака захлебнулась.

Несколько часов длился тот ночной бой. Насколько часов не смолкал пулемет Игоря Дьячика. К рассвету бандиты отошли, унося с побои убитых и раненых.

Рядовой Игорь Дьячик награжден медалью "За отвагу".

 

Это был не первый вылет капитана Викторйа Карпухина в этот день, - 4 ноября 1985 года.

Подразделение десантников, выполнявшее боевое задание, попало в засаду. Численное превосходство душманов, хорошее знание ими местности поставили наши силы в затруднительное положение. Весь день, четверками, устремлялись вертолеты туда, где шел бой, нанося противнику ощутимые удары. К вечеру бандгруппа была смята, отброшена к кишлаку, но сопротивляться не перестала.

У десантников появитесь тяжело раненные. Снять их из района операции вызвался командир экипажа капитан Б. Карпухин.

Когда В. Карпухин привел вертолет к десантникам, землю уже окутала непроглядной темнотой ночь. И только у подножия оскал мелькали огненные вспышки: душманы продолжали отстреливаться. Несколько раз заходил вертолет на посадку, отыскивая поисковой фарой подходящий участок на незнакомой местности. Наконец, он коснулся земли колесами, вздрогнул и замер, рассекая воздух тяжелыми лопастями. Когда раненые были на борту, вертолет взмыл в небо. И только огненные строчки душманских очередей еще долго и зло летели вслед вертолету.

Капитан Виктор Карпухин за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, награжден орденом Красной Звезды.

 

Из книги Новикова В.С. «Крылья границы: Историко-документальный очерк». -М.: Граница, 2008. –455 с.:

4 ноября 1985 г. при проведении операции в районе нп Рустак наше пограничное подразделение, преследующее бандгруппу, попало в засаду. Противник, прекрасно зная местность и имея численное превосходство, заставил пограничников перейти к обороне. Весь день боевые вертолеты парами и звеньями осуществляли огневую поддержку этого подразделения и наносили противнику ощутимые удары. Только к вечеру бандгруппа была разбита и отброшена к кишлаку, однако отдельные мятежники продолжали оказывать сопротивление. У пограничников появились раненые. Задача по эвакуации их из района операции была поставлена экипажу вертолета Ми-8 капитана В. Карпухина. Когда его вертолет, под прикрытием пары боевых вертолетов, вышел в район расположения своего подразделения и связался с ним по радио, землю уже окутала непроглядная темень ночи. Мелькали только огненные вспышки от выстрелов. Несколько раз заходил вертолет на посадку, отыскивая поисковой фарой подходящую площадку для приземления внутри обозначенного кострами и фонарями участка, но уклоны площадки не позволяли приземлиться. Наконец вертолет коснулся земли передним колесом и, несмотря на огненные трассы бандитских очередей, так и висел до конца погрузки раненых. Жизнь раненых была спасена4 ноября 1985 г. при проведении операции в районе нп Рустак наше пограничное подразделение, преследующее бандгруппу, попало в засаду. Противник, прекрасно зная местность и имея численное превосходство, заставил пограничников перейти к обороне. Весь день боевые вертолеты парами и звеньями осуществляли огневую поддержку этого подразделения и наносили противнику ощутимые удары. Только к вечеру бандгруппа была разбита и отброшена к кишлаку, однако отдельные мятежники продолжали оказывать сопротивление. У пограничников появились раненые. Задача по эвакуации их из района операции была поставлена экипажу вертолета Ми-8 капитана В. Карпухина. Когда его вертолет, под прикрытием пары боевых вертолетов, вышел в район расположения своего подразделения и связался с ним по радио, землю уже окутала непроглядная темень ночи. Мелькали только огненные вспышки от выстрелов. Несколько раз заходил вертолет на посадку, отыскивая поисковой фарой подходящую площадку для приземления внутри обозначенного кострами и фонарями участка, но уклоны площадки не позволяли приземлиться. Наконец вертолет коснулся земли передним колесом и, несмотря на огненные трассы бандитских очередей, так и висел до конца погрузки раненых. Жизнь раненых была спасена.

 

Hosted by uCoz