Очередная операция в Куфабском ущелье в мае 1983 г.

 

Очередной раз не обошлось без операции в Куфабском ущелье. Она началась в мае двумя мангруппами с участием афганского батальона, но применить авиацию (вертолеты) не удалось, так как мешала плохая погода. Завершилась операция в первой половине мая очищением Куфаба и значительными потерями для мятежников. У нас погибло два пограничника и 10 афганских военнослужащих. Для контроля за этим районом в Куфабе временно находилось несколько погранзастав [1].

 

Из воспоминаний Симонова Сергея, в 1982-83 гг. пулеметчика ДШМГ КВПО:

"Дембель"

Временная база находилась на Шурабаде, высоко в горах рядом с нашей границей и представляла собой палаточный городок и аэродром, впрочем, как и в "Московском". Прошло 1 мая с праздничным обедом, ну там конфеты, печенье, всякой сладости было полно. Затем началась подготовка к празднику 9 мая, говорили, что прилетит сам командующий войсковой пограничной группой генерал Неверовский. Мы дембеля, гладили дембельскую форму, в целлофане она у нас аккуратно висела на спинках коек, чистили до зеркального блеска сапоги. Пригибали нас и к хоз. работам, аккуратно складывали бордюры из камней и белили их, ведь прилетит сам командующий и этим все сказано. И он прилетел, смотр прошёл на отлично, ещё бы сколько изрезали х/б на погоны и простыней на воротнички, не меряно. Настроение было "ноль", в конце мая домой, а до этого времени может произойти не одна операция. И вот это толкнуло нас, на ниже описываемый поступок, решили "закосить". Я решил попробовать на дезинтерию, Коля Лавров - сапер и мой друг земляк с Бердяуша, на камни в почках. Проконсультировавшись у санитаров, а у нас в каждом взводе был санитар (парень, который окончил мед. училище) смело пошли в медицинскую палатку к военврачу. Заходим в палатку, рассказываем что и как. Он подошел ко мне с горстью угольных таблеток, заставил при нем их выпить. Как бы невзначай спросил, когда домой, мы ответили, что сейчас, тогда он как заорет: «кругом, марш, чтобы я вас больше близко у своей палатки не видел». Мы с Колей загрустили еще больше, но грустить пришлось недолго.

5 мая 1983 г. утром поступила команда "к бою". Согласно боевого расчета все побежали к своим бортам (вертолетам) и они один за другим взмыли в небо. Смотря в иллюминатор и видя до боли знакомые очертания гор, я силился вспомнить, что же они мне напоминают - "О боже, это же Куфабское ущелье" - осенило меня, "еклмн" и это под самый дембель. Штурман борта рассказал нам, что сорбозы или бойцы Пянжской ДШМГ попали в засаду у кишлака Пидев и ведут бой, а мы спешим им на помощь. Высадка прошла спокойно на перевале. Растянувшись длинной лентой группа начала скатываться вниз, а когда стал виден сам кишлак, попали под обстрел. Били по нам прямо с кишлака, не давая нам пройти. Мы припали к склону, а группа продолжала скатываться вниз, постепенно уплотняясь. Вдруг слышу, заорали: "Держите кто ближе!". Это лейтенант Нургалиев (замбой 1-й пз), споткнувшись, кубарем летел вниз по склону, я подумал подстрелили, но Слава Богу всё обошлось. Не успел я переварить ситуацию, как за моей спиной оказался кто-то из командиров и что-то мне крикнул, оборачиваясь, я почувствовал удар в плечо, боль парализовала всё тело. Затем всё как в тумане. Очнулся я уже в окружном пограничном госпитале в городе Душанбе. В реанимации нас лежало трое, их я не знал, да и они не приходили в сознание. 11 мая 1983 г. в реанимацию открывается дверь и заходит, от удивления у меня открылся рот, Коля Лавров с перевязанной головой - контузия. Он-то и рассказал что произошло: 6, 7, 8, 9 мая мало что менялось, духи разобравшись на группы по 15-20 человек, появлялись то тут то там, но по существу они никуда не уходили, рассредоточились по склонам. 10 мая 1983 г. вытеснив духов из кишлака Пидев бойцы разобрались по домам, делая огневые точки. Вот в таком доме и находился Коля Лавров и еще два бойца. Дом находился на окраине кишлака. Духи сделали попытку отбить кишлак, видно посчитали, что там слишком мало бойцов. Но вернемся в дом, Коля находился у соседней стены дома и сидел на полу, набивая патронами автоматные рожки, а два бойца находились на позиции у окна, наблюдая за местностью, когда в косяк окна ударила граната пущенная из гранатомета. Взрыв, тишина и на этом заканчивается все что было у кишлака Пидев от Коли Лаврова. Что было дальше, ни мне, ни Коле не удалось узнать, так как после госпиталя - "ура! дамбель!". Колю выписали через 24 дня, а меня перевели в общую палату, вот это сюрприз, в палате лежали наши ребята: Кислицин Володя - выжил после 4-х пулевых ранений в Джавайском ущелье 21.11.1982 г., Бухмастов Володя - с практически оторванной ногой на перевале у Карнива (Куфабское ущелье) 13.12.1982 г., в ногу ему вставили штырь и она медленно шла на поправку. И я, Симонов Сергей - пуля угодила в плечо, а перевязанными оказались еще левая рука и нога чуть выше ступни, оказалось, посекло каменными осколками. Спасибо тем бойцам, которые вытащили меня оттуда.

10.05.1983 г. в кишлаке Пидев погибли: Каменских С.П., Мазин Ю.А.

 

Р.S. В госпитале вспомнился весь боевой путь ДШМГ КВПО под командованием майора Барсукова, награжденного Звездой Героя Советского Союза, капитана Ракимова - зам. по разведке, о нем до сих пор ничего неизвестно, практически все бойцы ДШМГ КВПО были награждены орденами и медалями, меня представили к награде - медали "За отвагу", которую я получил уже выписавшись из госпиталя в августе в своем родном городе Сатка, а Коля Лавров - мой земляк и друг получил медаль "За боевые заслуги", вручали нам награды в один день 19 октября 1983 г. в ДК. С марта 1982 г. по май 1983 г. в ДШМГ КВПО погибли 19 человек.

 

 

10.05.1983 г. в Куфабское ущелье у к. Пидев в ночном бою с душманами погибли (в 2 ч. 24 мин.) бойцы ДШМГ КВПО Мургабского погранотряда:

старшина подразделения ДШМГ прапорщик МАЗИН Юрий Александрович                                             

командир отделения ДШМГ сержант КАМЕНСКИХ Сергей Павлович                                        

 

Из воспоминаний Щелканова Александра, в 1983 г. бойца ДШМГ КВПО

Утром 9 мая ДШ высадили с вертолётов, чтобы совершить марш и выйти в район Куфабского ущелья. Переход по горам был очень сложен и длился около 14 часов. Около 22 часов организовав круговую оборону, расположились ночевать в летних "домиках" декхан. С наступлением темноты в ущелье усилилась перестрелка, в районе наших позиций слышались обвалы камней - духи были где-то рядом. Я заступил на центральный пост в 2 часа ночи, в 2:24 на посту находящемся выше нас произошла перестрелка - там погибли Мазин и Каменских.

Почему указано время гибели Мазина и Каменских? На посту ответственным был ст. лейтенант (фамилию к сожалению не помню), у него были электронные часы, при нажатии на кнопку, они высвечивали время. Когда прозвучала очередь, он посмотрел время...

 

Из книги: Новиков В.С. Летчик-пограничник генерал Рохлов. Портрет на фоне границы и эпохи. - Галерия, 2014.- 400с.

28. Шуроабад. «Куфаб-83»

...учитывая стратегическую важность этого ключевого пограничного района, под пристальным контролем начальника погранвойск генерала армии В.А. Матросова операции в высокогорных Куфабском и Джавайском ущельях постоянно проводились с самого начала Афганской войны. За первые три года Афганской войны в этом районе было проведено более десяти серьезных боевых операций. И все боевые потери летного состава авиации ПВ были только в горах и составляли девять человек: капитан Г.П. Ткачев, старший лейтенант Ю.М. Скрипкин, капитан В.П. Самороков, капитан А.И. Королев, капитан М.Т. Лаба, прапорщик Ю.А. Двоеложко, майор В.М. Лазарев, лейтенант С.Н. Белкин и старший прапорщик Л.Г. Полушкин.

Не изменилась эта тенденция и направленность борьбы с бандформированиями в горах Куфаба и в последующие годы. Всего в 1983 году на участке Среднеазиатского округа было проведено четыре высокогорных, по пограничным меркам достаточно крупных, операции. Которые, кстати, можно считать этапами одной большой и продолжительной Куфабско-джавайской операции 1983 года.

1. С 11 апреля по 12 мая операция «Куфаб-запад» проводилась с Шуроабада, руководитель операции - вначале   заместитель начальника штаба войск округа полковник B.C. Пашеев, а затем начальник оперативной группы округа полковник И.М. Коробейников, командир авиационной группы - начальник штаба Душанбинской отдельной авиационной эскадрильи майор Н.А. Мизин.

2.  С 6 июня по 2 июля операция «Джавай» проводилась с Калай-Хумба, руководитель операции - заместитель начальника штаба войск САЛО пол­ковник B.C. Пашеев, командир С. Прохоренко, В. Мусаев, С. Шевчук, В. Беляев. Шуроабад, авиационной группы - заместитель начальника  авиаотдела округа подполковник В.Д. Зиновьев, а затем его сменил заместитель командира по летной подготовке Душанбинской отдельной авиационной эскадрильи майор В.И. Мусаев.

3. С 13 июля по 8 августа операция «Куфаб-восток» проводилась с Шуроабада, руководитель операции - полковник И.М. Коробейников, командир авиационной группы - заместитель начальника авиаотдела САПО подполковник В.Д. Зиновьев.

4. С 1 октября по 2 ноября операция «Дарваз» проводилась с Калай-Хумба, руководитель операции - заместитель начальника оперативной группы САПО полковник Ю.В. Романов, командир авиационной группы - заместитель командира Марыйского авиаполка по летной подготовке подполковник К.М. Тырин.

Механизм планирования и порядок проведения всех четырех операций был практически одинаков. Собственно, по-другому в этих глубоких и узких ущельях не могло и быть. То есть, по оперативным данным, там, где функционировали активные бандгруппы, выбирался район ущелья длиной максимум в 20-40 километров, в центре которого была крупная база, штаб или укрепленный опорный пункт незаконного вооруженного бандформирования. Затем производилась внезапная высадка вертолетами пограничных десантных подразделений на господствующие вершины гор вдоль ущелья, а также выше и ниже по ущелью запирались входы и выходы в него и осуществлялось плотное блокирование (окружение) района. Пос­ле этого силами афганских военнослужащих при поддержке наших десантников и вертолетов осуществлялось сужение кольца блокирования, при необходимости его расчленение на части и тщательная «зачистка».

И основной недостаток всех Куфабских операций 1983 года, при всем уважении автора к стараниям руководства Среднеазиатского пограничного округа и руководителей операций сделать по-другому, тоже был одинаков. В конечном итоге - выход ядра бандформирований или части ядра бандгрупп из окружения в ночное время или в сложных погодных условиях. Или постепенное выталкива­ние бандгрупп из плотно блокированных районов. И очень редко - частичное уничтожение бандглаварей, их штабов и ближайшего окружения.

Очень интересен и поучителен боевой опыт проведенных Куфабско-джавайских операций в этой высокогорной местности еще и тем, что автор в 1983 году по приказанию генералов Карпова и Рохлова непосредственно участвовал во всех этих четырех горных операциях в качестве старшего офицера оперативной группы ГУПВ и одновременно выполнял боевые полеты в качестве старшего летчика-штурмана вертолетов Ми-8 и Ми-24 вместе с летным составом авиационных групп во все районы операций и на все посадочные площадки, куда десантировались пограничные подразделения и наносились авиационные удары по бандформированиям. Поэтому отчеты и описания, справки и анализы, выводы и результаты боевых полетов делались мной достоверно и без всяких приукрашиваний. По сути, с места боев и операций, как журналистские репортажи по горячим следам происходящих событий.

В работе над обобщением опыта Куфабских операций 1983 года генерал Рохлов принимал самое активное участие. Он прекрасно видел, что начальник погранвойск генерал армии В.А. Матросов самое пристальное внимание уделяет этому ключевому высокогорному району. Вплотную подходящему к нашей государственной границе, проходящей вдоль бурной и извилистой реки Пяндж. Рохлов в течение года несколько раз летал в командировки в Шуроабад, Калай-Хумб, Хорог, Ишкашим, Лянгар и Гульхану. Поэтому обстановку в «горах» хорошо представлял. И знал, что главное достижение всех четырех Куфабских операций 1983 года - отработка действий авиационной группы в высокогорных условиях. Выработка неких общих правил применения вертолетов в горах, в основном из-за возможнос­тей вертолетов по загрузке и боевой зарядке.

Практически получалось, что при высадке десантов вертолеты Ми-8МТ при минимально необходимой для полета заправке топливом, обычно 1300-1800 литров в зависимости от расстояния, брали на борт максимум по 6-10 десантников, в зависимости от высоты площадки над уровнем моря (от 2100 до 3300 м) и темпе­ратуры наружного воздуха (от - 20 до + 20 градусов) в утренние и дневные часы. А практически еще выяснилось, что вес десантников не 80-100 кг, как учитывалось ранее в расчетах, а минимум 120 кг, потому что брали они с собой много «лишних» боеприпасов, питания, теплой одежды. Направление и скорость ветра в горах, ущельях и на вершинах, куда обычно высаживались десанты, с подбором площадки каждым командиром вертолета, никогда не известны. Хотя в соответствии с требованиями инструкции экипажу вертолета их надо определять в контрольном проходе над площадкой. А определять было нечем. Вначале на вертолетах не было ни дымовых шашек, ни сигнальных ракет.

Надо было учитывать штатный вес вертолета, облегченный вариант или снаряженный полным боекомплектом средств вооружения. Да еще в соответствии с инструкцией экипажу каждый экипаж самостоятельно должен рассчитывать инженерно-штурманский расчет перед каждым полетом, пользуясь при этом графиками из Инструкции экипажу. То есть в наличии было до десятка переменных исходных данных, от которых в конечном итоге зависел вес десантируемого груза или количество высаживаемых десантников каждым вертолетом. С другой стороны, руководители операций настойчиво требова­ли не разбивать организационно-штатную целостность десантируемых подразделений и представить им заранее некий стандартный расчет на десантирование, чтобы они могли планировать бой и операцию.

Только на практике разобравшись во всех перипетиях этого сложного и про­тиворечивого процесса, генерал Рохлов лично определил условия и компромиссы, которые привели к стандартному подходу при десантировании в горах. Вначале он лично участвовал в проверке нескольких десятков инженерно-штурманских расчетов для вертолета Ми-8. Причем пошел от обратного и пришел к твердому выводу, что меньше чем пять десантников не стоит и выбрасывать с одного вертолета в боевых операциях. В этом нет никакого смысла.

Тогда штатную десантно-штурмовую пограничную заставу (ДШПЗ), усиленную минометным взводом, - в 1983 году это уже было 70 десантников и порядка 2-3 тонн грузов, то есть 10 тонн полезного веса - могут поднять 20 вертолетов, при загрузке в 500 кг каждого в одном рейсе, или сделать две ходки десятью вертолетами.

То есть минимальная цифра «500» стала отправной точкой расчетов. А чтобы взять этот минимум в пять десантников на борт каждого вертолета в высокого­рье, уже каждый экипаж определял максимальный взлетный вес своего вертолета. И экипаж решал, как ему это сделать. Убрать ненужное в этом полете штатное обо­рудование, вооружение или инструмент и облегчить вертолет.

А дальше уже появлялись несколько вариантов. Если вертолеты могли брать по 10 десантников на борт, то штатная ДШПЗ высаживалась 10 вертолетами в одном рейсе. Или пятью вертолетами за два рейса. Если вертолеты могли брать на борт по 12 человек, то вертолетов уже нужно было 8 единиц. Если поднимали 15 человек, то 6-7 вертолетов могли выполнить эту задачу. Так появились типовые, стандартные варианты загрузки для подразделений вертолетов, которые и были с успехом обкатаны в ходе многочисленных десантирований в Куфабских операциях 1983 года...

 

 

 

 

Hosted by uCoz