Операции «Весна-80»

 

    Весной в приграничных районах Северного Бадахшана и провинции Тахар пограничники освободили значительную территорию, что позволило афганским властям создать здесь органы власти, организовать и выставить подразделения охраны. Угроза безопасности границы на западном Памире потребовала провести оперативно-боевые действия для очистки этих районов от мятежников. В мае месяце по просьбе афганского руководства силами Мургабского погранотряда (Восточный погранокруг) на Малом афганском Памире (МАП) были взяты под охрану вероятные маршруты движения караванов с оружием и боеприпасами из Пакистана и Китая. Операция по вводу подразделений Восточного пограничного округа в Афганистан на Памире проходила в исключительно сложных условиях. Моторизованным подразделениям пришлось преодолеть сотни километров бездорожья в условиях высокогорья (более 5 тыс. метров над уровнем моря). Операция прошла успешно и без потерь. Руководство осуществляли начальник войск ВПО генерал-лейтенант В.С. Донсков и его заместитель генерал-майор Б.Е. Сентюрин.

    К лету 1980 г. пограничные подразделения устойчиво закрепились в афганских населенных пунктах Ширхан, Янги-Кала, Чахи-Аб, Рустак, Хоун, Калай-Куф и Нусай, на Малом афганском Памире - в районах Сархад и Гумбат. Прикрывая основные объекты в населенных пунктах и блокируя маршруты возможного перемещения мятежников, они поддерживали тесные контакты с органами АГСА и царандоя, а также афганскими пограничниками, оказывая им помощь продовольствием, боеприпасами, ГСМ, медикаментами и пр.

Раздача керосина жителям к. Мусай, апрель 1980 г. (фото В. Гречухина из музея ПВ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На точке Калай-Куф в апреле 1980 г. (фото из музея ПВ)

 

 

Операция «Крыша»

 

В мае 1980 года перед пограничными частями Краснознаменного Восточного пограничного округа (КВПО) была поставлена задача – провести операцию на Памирском направлении по вводу войск в Афганистан и в последующем прикрыть афгано-китайскую и более 200 километров афгано-пакистанской границы. С этой целью была осуществлена операция под условным названием «Крыша».

К лету 1980 г. пограничные подразделения устойчиво закрепились в афганских населенных пунктах Ширхан, Янги-Кала, Чахи-Аб, Рустак, Хоун, Калай-Куф и Нусай, на Малом афганском Памире - в районах Сархад и Гумбат (в эти гарнизоны пограничники вошли 23 мая, перейдя границу в 10 часов тремя колоннами [2] , стр. 111).

 

Активную боевую деятельность авиация ВПО начала вести с мая 1980 г., приняв участие в операции «Крыша» на сархад-гумбадском направлении в целях перекрытия перевалов Барогиль и Очхили на границе с Пакистаном, чтобы не допустить проникновения афганской оппозиции на территорию ДРА. Операции обеспечивала авиация округа в составе отдельного авиационного полка в г. Алма-Ате (Бурундай) в количестве 32 единиц: восемнадцать вертолетов Ми-8, восьми вертолетов Ми-24, двух вертолетов Ми-26, двух самолетов Ан-26 и двух - Як-40, а также отдельной авиационной эскадрильи в г. Уч-Арале в количестве 19 вертолетов: пятнадцати - Ми-8 и четырех Ми-24 [24].

 

    Из книги: Новиков В.С. Крылья границы: Историко-документальный очерк. — М.: Граница, 2008.— 455с.

    На период начала афганских событий с 1978 по 1984 г. командиром Алма-Атинского авиаполка был полковник А. Найденов, заместителем по летной подготовке подполковник Н. Сергеев, заместителем по общим вопросам подполковник А. Дорофеев, начальником штаба полка подполковник Ю. Тягаев, начальником политотдела полковник П. Трубицын, заместителем по инженерно-авиационной службе подполковник В. Сергеев, заместителем по тылу подполковник А. Янишевский, старшим штурманом полка полковник Ю. Брюханов.

    Первой серьезной операцией для авиации Восточного погранокруга была внезапная для противника операция по закрытию караванных путей и троп, по которым в Афганистан проникали подготовленные группы боевиков и караваны с оружием, с условным наименованием «Крыша», проведенная в мае - июне 1980 г. с задачей надежного прикрытия границы Афганистана с Пакистаном и Китаем. В операции участвовала авиационная группа в количестве десяти вертолетов Ми-8 в облегченном варианте с самыми опытными летчиками полка. Возглавлял авиагруппу командир полка полковник А. Найденов.

    Вначале в Лянгар с командой офицеров оперативной группы округа прибыла пара вертолетов во главе с начальником авиационного отделения округа, «старожилом этих мест» и опытным высокогорным летчиком полковником А. Тимофеевым, провела разведку обстановки, рекогносцировку местности и произвела подбор и облет площадок в районе одного из глубочайших каньонов Памира - Сархадской щели. Офицеры оперативно-войсковой группы округа на местности наметили точки выброски и дислокации будущих десантных подразделений. Затем, 22 мая по маршруту Бурундай - Ош - Мургаб - Лянгар был произведен перелет, и в исходный район десантирования прибыла основная десантная группа под руководством полковника А. Найденова.

    С 23 мая по 5 июня практически ежедневно авиагруппа производила высадку десантов и различных воинских грузов на сархадском и байзай-гумбатском направлениях на посадочные площадки, расположенные на высотах выше 3500 м. Всего в этот период на шесть базовых опорных точек было десантировано более 500 пограничников и свыше 40 т различных воинских грузов. Так появились «орлиные гнезда» на господствующих высотах, которые надежно и надолго перекрыли доступ незаконных вооруженных бандформирований в вышеуказанные ущелья со стороны Пакистана. Затем был второй этап операции по наращиванию усилий на этих направлениях путем доставки вертолетами в «орлиные гнезда» личного состава и всех необходимых материально-технических средств, вплоть до поставки стройматериалов для строительства жилых помещений и оборонительных сооружений. И все 9 лет в этом стратегически важном районе авиация ВПО осуществляла не только авиационное прикрытие границы с воздуха, но и полное обеспечение высаженных пограничных подразделений, так как никаким другим способом, кроме вертолетов, попасть туда было практически невозможно. Доставка оружия, боеприпасов, горючего, продуктов питания и других материальных средств, смену личного состава десантных подразделений, выставление засад для борьбы с караванами с оружием — все осуществлялось на вертолетах. За эту внезапную для противника, дерзкую, сложную и удачно проведенную первую бескровную операцию на участке ВПО многие летчики были награждены, в том числе полковники А. Тимофеев и А. Найденов орденами Красной Звезды [24].

 

Из боевого пути ММГ-2 Мургабского погранотряда :

22 мая 1980 года по приказу председателя КГБ СССР ММГ-2 высадилась в районе Сархада. 1 и 2 ПЗ десантировались с вертолетов, 3 ПЗ двигалась колонной от Лянгара. В связи с тем, что дорога не была еще проложена, путь длиной в 76 км был пройден за 13 дней. Личный состав ММГ умелыми действиями заслужил высокую оценку руководства КГБ. Многие участники этой операции, получившей кодовое название «Крыша» были награждены высокими правительственными наградами. Началась новая страница боевой летописи нашего подразделения – выполнение интернационального долга в ДРА. ММГ-2 находилась на Сархаде до ноября 1980 года.

 

Из воспоминаний Курлюка Бориса Семёновича, (в 1980-81 гг. лейтенанта, офицера ММГ-2 Мургабского погранотряда):

...22 мая мы вошли на Сархад, я точно не помню, но кажется часть БМП (кажется 1-ой ПЗ) осталась в отряде, БМП 2-ой ПЗ остались на Лянгаре, БМП 3-ей ПЗ своим ходом дошли до Сархада...

 

Из воспоминаний бойца ММГ-2 Мургабского погранотряда Григория ? (с ноября 1979-81, в/ч 9820):

В мае 80-го из командированных с линейных Мургабских застав, (я с «Тохтамыша») сформировали 4-ю ПЗ 2-й ММГ (вне штата), добавили ещё 5-ю ПЗ 2-й ММГ из Панфиловского отряда... Спороли все погоны и петлицы (совсем короткое время ходили с красными как у СА), в пилотках... Колонной до Лянгара, с отдыхом на ПЗ «Харгуш»... Во второй половине мая 80-го бортами забросили в Сархад. Командиром 2-й ММГ был ст. л-нт Анохин, командиром 4 ПЗ, тогда Гурьянов, позже Сотников. В это лето 80 г. в Сархаде были - 1, 2, 3, 4, 5 ПЗ (не помню, возможно из 1, 2, 3 кто-то в Лянгаре остался), минбат, ПТВ, пулемётный взвод (14,5-мм ПКПВ и 12,7-мм "Утёс"), когда пришла колонна, появились БМП, Зил-131, БАТ и по мелочи... медики, собачники вроде. Всё лето обживали Сархад и пост Барагиль, сначала в палатках, к зиме выкопали землянки. Сменились в ноябре 80-го, нашу 4 ПЗ снова раскидали, я до зации дослуживал на «Тохтамыше»...

 

 

Hosted by uCoz