Операция по ликвидации базы Чахартут

 

    В середине октября была проведена операция (южнее Меймене) мотомангрупп Керкинского и Тахта-Базарского погранотряда и подразделений 18-й афганской дивизии против крупного формирования мятежников. Операция прошла успешно.

    17 октября 1984 г. в операции по ликвидации горной базы «Чахартут» в районе г. Меймене, в зоне ответственности Керкинского погранотряда, авиационной группой руководил заместитель командира Марыйского отдельного полка подполковник К. Тырин. При выполнении боевой задачи по десантированию передовой группы захвата площадок вертолет К. Тырина был обстрелян и получил четыре пробоины. При зависании над площадкой на высоте 2-3 м над землей произошел обрыв хвостового винта. Вертолет плавно сделал два с половиной оборота вокруг своей оси и грубо приземлился среди камней, подломав шасси. Жизнь экипажа и десантников была спасена. Вертолет впоследствии был восстановлен высаженной ремонтной бригадой [24].

 

Из Графика боевых вылетов Керкинской ДШМГ в 1984 г.:

17 октября 1984 г. в районе г. Меймене (зона ответственности Керкинского ПО) проводилась операция по ликвидации горной базы "Чахартут". При выполнении боевой задачи по десантированию боевой группы и захвата площадок, вертолет подполковника К. Тырина был обстрелян пулеметом ДШК и получил множественные повреждения. При зависании над площадкой произошел обрыв хвостового винта, но вертолет удалось посадить.  С целью предотвращения захвата поврежденного вертолета, 17 октября в район боевых действий была переброшена 3 ДШЗ Керкинской ДШМГ и десантирована над кишлаком Чахартут (в это время 1-я и 2-я ДШЗ продолжали операцию в районе к. Чахи-Аб, в зоне ответственности Пянджского ПО). При десантировании на площадку группа десантников захватила позицию ДШК, создав благоприятные условия для захвата базы "Чахартут" силами ММГ. Поврежденный вертолет был восстановлен высаженной в горах ремонтной бригадой. Все это время, около недели, бойцы Керкинской ДШМГ обеспечивали безопасность работы авиатехников.

 

    По воспоминаниям Медведева Игоря Давыдовича, наводчика АГС-17 2-й ПогЗ ММГ-1 «Меймене» http://pv-afghan.ucoz.ru/forum/78-142-1

«Примерно в сентябре или октябре 1984 года силами 1-й ММГ, афганского гарнизона, пограничной авиации проводилась операция по ликвидации базы Чахартут. Она находилась в горном районе за Меймене.

Вот что я слышал об этой базе тогда из различных источников (разговоры солдат и офицеров). На памяти всплывают пару фамилий афганских. Аюп Хан и Абдул Насир Гани. Кто-то из них был начальником мейменинского гарнизона или вообще командовал войсками в провинции Фарьяб. В своё время он окончил московскую военную академию или Генерального штаба, или имени Фрунзе. Я не могу точно сказать. И примерно в 1983 году с частью гарнизона перешёл на сторону духов. Почему это произошло, неизвестно. Якобы он не поделил власть с тамошним губернатором Пайкором или совесть замучила воевать со своим народом. Так вот, все наши неприятности тогда исходили из ущелья Чахартут. Оно имело около 40 километров продолжительностью. Окружено скалистыми горами с высотой склонов до 200 метров. В нём находилось несколько кишлаков и два из них, которые находились в самом начале ущелья, назывались Большой и Малый Чахартут. Это был маленький Мармоль по своему виду и назначению. Говорили даже, что там была типа летняя резиденция самого Амина, бывшего руководителя Афганистана. Ущелье действительно очень красивое, много зелени и река, бегущая по дну ущелья.

Операция проводилась, как обычно. На склоны вдоль ущелья десантировалась НДШЗ из нашей ММГ (участвовала ли Керкинская ДШМГ, я не знаю). Полк сарбозов и батальон царандоя должны было войти в ущелье с нашей силовой поддержкой, или, как обычно, мы их пинали в спину, что бы они поторапливались.

Я тогда выехал на БТРе со своим АГСом. Вторым номером со мною был Володя Тюнькин из Липецка, в десанте сидели Малков Володя, сержант Пермяков, кто был из офицеров, не помню.

Основной лагерь расположился примерно в паре километров от входа в ущелье. Возле кишлака Дахан-Дора, кажется. Там ещё мы нашли химическое оружие, не знаю правда ли это, но так сказали наши офицеры.

Насколько я помню по замыслу начальников, минбат (или часть его) должны были разместить на правом склоне ущелья. Но склоны были довольно крутые и при попытке забраться туда на ГАЗ-66, машина перевернулась. Основные наши силы, шедшие на броне, и силы афганской армии сконцентрировались возле входа в ущелье к вечеру. Пока мы стояли и ждали команду по дальнейшим действиям (уже начало темнеть), из ущелья доносилась стрельба. Я увидел, как оттуда к нам несётся афганская БРДМ. Из нее выскакивает царандоевец и что-то возбуждённо говорит нашим начальникам. Там, по-моему, Боря Филиппов стоял и другие офицеры. Когда Филиппов посмотрел на меня, мне стало дурно. Опять появилось нехорошее предчувствие. Ну думаю, блин, дембель в опасности. Короче, как я и думал, афганцы просили огневой поддержки. При попытке войти в ущелье их встретили духи огнём. На самом входе в ущелье стоял кишлак. А сам вход был очень узким, примерно метров 20-30 и отвесные скалы, практически вертикальные. Вход в само ущелье перекрывал дувал. Вот за этим дувалом засели духи и не пропускали сарбозов.

Дальше было так… Мы садимся в БТР с АГСом (я, Тюнькин, Малков, кто ещё был, не помню) и летим туда. Заскакиваем в ущелье. Там сражение в самом разгаре. Сарбозы залегли за камнями в 30-40 метрах от того дувала и машут руками, указывая вперёд. Оттуда по ним стреляют духи. Я, проклиная всё и всех всеми известными мне матерными словами (дембель же в опасности), выношу на позицию АГС, Тюнькин сидит рядом и кулаками вколачивает снаряды от АГС а в ленту. Рядом со мною стоит афганский офицер, что-то лопочет и указывает мне куда стрелять. Оказывается им надо было отойти, но духи не позволяли им поднять даже голову и накрывали их огнём. Короче они попали в засаду. Пришлось минут 30 работать по этому дувалу пока сарбозы отходили от него.

Дальше было так. Я не знаю чем руководствовалось наше начальство, но нас опять послали на то место. Приказали продержаться там до утра и контролировать выход из ущелья. Мы (наш БТР и БМП, кажется, или тоже 753-й БТР, не помню) поставили наши машины на выходе из ущелья, окопались и вверили свою судьбу аллаху.

Если перевезти это в эмоции, то оставили нас на произвол судьбы. Две машины и 8 человек сидят в глухом ущелье… И больше никого!!! До наших несколько километров, а мы, как «два тополя на Плющихе». Перед нами кишлак, в который не могла прорваться рота сарбозов. Ну, думаю (и не я один так думал), если они ночью попытаются вырваться, то всем будет хана. Хотя может начальство больше знало, но мы то ничего не знали…

Ночь прошла вполне благополучно, если не считать, что нас обстреляли ночью из миномётов. Мины легли ровненько одна между нашими машинами (между нами было метров 10), а вторая на склоне горы возле который стояла другая машина. Опять чудо, что никого даже осколками камней не зацепило… Мы по радиостанции доложили, что нас обстреляли. Но нам сказали, чтобы не переживали это типа наша минометная батарея для поддержки нашего боевого духа обстреливает близлежащую территорию. Что они услышали в ответ, можно представить, весь нецензурный словарный запас.

Утром к нам подтянулись основные силы и мы вошли в Чахартут. Одно радует, наш БТР, кажется, вошел первым!!! Не считая, что впереди шли сарбозы. Где-то там стреляли. Может ДШ работало или ещё что, но, вроде, всё шло по плану.

Описать все действия сарбозов и наших я не могу. Владею информацией только той, что сам видел. И то что слышал из разговоров офицеров. По-видимому, духи ушли в глубь ущелья. Правда не все успели. Многих мы нашли в схронах, которые находились в стенах ущелья. Там были норы, заложенные камнями. Местных я тоже что-то не замечал. Тоже, наверное, ушли дальше. А оружия взяли много. По-моему, 4 КАМАЗа вывезли. С оружием вообще хохма была. Прочёсываем кишлаки, ловим духов, и все без оружия! Что за ерунда думаем. Потом какой-то БТР, давая задний ход, сносит колодец, вода сливается, а колодец полный оружия… Ну и тогда пошли шерстить их водную систему.

Весь день тем и занимались, что искали схроны. Что делали остальные, наверное то же… Сколько длилась эта операция я не помню. Несколько дней, кажется. Где-то там грохотало… Сарбозы туда–сюда носились с нашими советниками. Где-то наверху ДШ стреляло. В общем, обычная работа.

За два дня, по-моему, мы прошли несколько километров. Сейчас помню, как на нашем БТРе с кем-то из советников мы поехали в глубь ущелья. Поднялись на холмик … и у меня глаза полезли на лоб… Ущелье раза в два расширялось, и там была сплошная зелёнка шириной в пол километра, наверное, а вокруг такие же крутые горы. Видны были даже коммуникации какие-то. Столбы с проводами шли вглубь!!! Тут в Меймене света нет, а в глубоком ущелье провода тянуться…

В этот день всё свернулось. По моему личному мнению (может я не прав), скорее всего решили дальше не идти. Слишком опасно было. И так, слава богу, довольно успешно всё прошло. И трофеи взяли, и оружия много, и потерь не было, во всяком случае, у нас.

Всё это было так давно, что довольно трудно вспоминать те события. Что делало ДШ, я не знаю. Как работали другие подразделения, не помню. Да, если честно, это было так обыденно, что и не интересовался даже. Обычная работа … Во всяком случае, после той операции духи на пару месяцев успокоились. А то это место и та окраина Меймене (кишлаки Вунчалат и Чичекту кажется) постоянна мелькала в боевых сводках мангруппы. Афганский гарнизон там большие потери нёс. Короче, тот «гадюшник» мы немного успокоили.

Фото с операции - в фотоальбоме ММГ-1 за 1984 год под общим названием "Ущелье Чахартут - 1984"

 

 

Из воспоминаний Сытова Сергея (в 1982-85 гг. бойца минометной батареи ММГ-2 «Шибирган»):

Операция похожа на Мармольскую. Работали наше ДШ, ММГ-1, ММГ-2 и ММГ-"Кайсар" (это кого я видел из знакомых ребят). Наши выехали в Меймене двумя колоннами, мы были вторыми, дошли без проблем, у первой колнны проблемы - БТР подорвался. Затем "бортом" высадили на место. Первый день хорошо работали - к концу дня на расчет осталось по 2-3 ящика БК, т.е. 4-6 выстрелов. Затем БК прилетел, и перебрались на другое место, там пробыли 3-4 дня, без "войны", и все - "бортом" в Меймене и колонной к дому. По сравнению с Мармолем, ездили с комплексом 2С11 (поступил летом 1984 г., ГАЗ-66 и "труба" на колесном ходу), таскать легче и БК "борты" привозили точно на место... Помню наши ходили на проческу, оружие и боеприпасы находили.

  фото из архива Аничкина Геннадия (в 1983-85 гг. бойца взвода управления минометной батареи ММГ-2 «Шибирган»)

 

    Из воспоминаний Кравченко Николая, в феврале 1983-85 гг. рядового пулеметчика 1-й ПЗ ММГ-2 Шибирган:

летали как нештатное ДШГ в "зеленку" возле Меймане. На той операции нас с бортов высадили за километра три и мы, оставив поклажу, только с оружием и двойным б/к делали марш бросок к зеленке. По нам тогда еще наши борты из НУРСов влупили, Горшков по рации их материл. Потом мы заняли позицию на хребте и стали окапываться. "Зеленка" внизу протянулась, а на противоположной стороне "зеленки" горы и с той стороны по нам ДШК лупил. Потом туда забралась БМП-2 и ДШК замолчал. Ночь просидели на позициях, что-то падало, громыхало… Слева от нас на горе сидели сарбозы, потом их забрали и мы утром перебрались туда. Там под карнизом и нашли схрон с оружием - КПВТ, ДШК, станок к КПВТ и кучу БК. Помню, подымали на ремнях из-под карниза все вооружение, а потом (не помню только с кем) тянул на гору по карнизу два ДШК в сборе, все в копоти, один английской сборки, а другой китайской и вместо мушки вкручен шуруп через кусочек тряпки. А потом ЗИП и КПВТ со станком, и коробки с БК ребята притащили.

   После того как прочесали "зеленку", мы на БТР-ах и на грузовых машинах выезжали с "зеленки" и выдвигались в сторону мангрупы, проезжая аэродром (там еще Т-34 стояли как огневые точки)…

  фото из архива Зайцева В.К. (в 1983-85 г. ст. л-т, ком. взвода связи ММГ-2 «Шибирган»)

 

 

Hosted by uCoz