Операция «Гульран» на стыке трех границ в ноябре 1982 г.
Из книги: ПО ПЕРИМЕТРУ ГРАНИЦЫ АФГАНИСТАНА: Записки генерала пограничных войск КГБ СССР / И.Д. Ярков.-2-е изд., испр. - Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2010. - 352 с. [26].
Операция «Гульран».
Взаимодействие пограничных войск СССР с частями ВС ДРА
В конце октября осложнилась обстановка в провинции Герат, в районе треугольника государственных границ СССР, Афганистана и Ирана, то есть северо-западнее города Герат. Там бандгруппы основали свои базы и активно осуществляли террористические акты и диверсии на участке трассы от Тарагунди (госграница) до Герата: обстреливали, грабили колонны автомашин, а затем возвращались к себе или уходили в Иран.
Этот оживлённый участок дороги, построенной советскими специалистами, соединял госграницу с центром южной провинции Кандагар. По ней шло снабжение из СССР частей СА, поставлялись различные товары для населения Афганистана. Поэтому руководители контрреволюционных сил понимали, что перекрытие этой артерии снабжения войск и населения всем необходимым для их жизнедеятельности наносит вред не только в экономическом плане для страны, но и в военном снабжении войск. И действия банд здесь были не случайны.
Основные базы мятежников находились в уезде Гульран и близлежащих волостях. Отсюда они совершали рейды в сторону оживлённой трассы.
На очередном совещании руководителей силовых структур, где присутствовал посол Ф.А. Табеев, обсуждалась сложная обстановка в провинции Герат. Там требовалось проведение операции по ликвидации бандгрупп и их основных баз, но в это время все воинские части 40-й армии и полки 17-й пехотной дивизии ДРА выполняли боевые задачи в других районах. В городе оставались подразделения дивизии и царандоя, выполняющие охранные функции.
Посол в категоричной форме потребовал изыскать войсковые силы для выполнения внезапно возникшей задачи, настаивал на том, что это вынужденная мера в сложившейся обстановке, требующая немедленного её решения. Необходимо собрать подразделения от всех ведомств и совместными действиями очистить от бандитов стратегически важный район.
Далее он отметил, что эта проблема создалась из-за пассивности и бездействия командования 17-й пехотной дивизии ДРА, а военный советник генерал Н.А. Гуджебидзе вёл соглашательскую линию с подсоветными. Его устраивала спокойная жизнь при командире дивизии (после этого его откомандировали в СССР).
Фикрят Ахмеджанович обратился ко мне и дал поручение связаться с командованием погранвойск в Москве и передать его предложение о выделении сил и средств на предстоящую операцию, так как она будет проводиться вблизи советско-афганской границы.
Планом наметили проведение операции с 31 октября в течение 5-6 суток.
К участию в ней привлекались от афганской стороны:
- два пехотных батальона 17-й пехотной дивизии,
- один батальон царандоя,
- один пограничный батальон,
- 937-й пограничный батальон на участке границы с Ираном,
- армейская авиация; от советской стороны:
- два мотострелковых батальона 40-й армии,
- одна мотоманёвренная группа ПВ,
- одна десантно-штурмовая мангруппа ПВ,
- звено вертолётов ПВ.
Советские пограничные войска к этому времени выделили ММГ, ДШМГ и вертолёты.
Штабом ГВС отработано решение на проведение операции:
к исходу 31.10.1982 года двумя колоннами выдвинуться и занять намеченные рубежи для блокирования объекта по двум маршрутам:
1-й маршрут: Герат — к. Доаб — к. Шарбанд, колонной в составе: два пехотных батальона с танковой ротой и артиллерией от 17-й ПД ДРА, два МСБ с ТБ (без танковой роты) 40-й армии и занять рубеж — Реги-Аб - Шарбанд — Карези-Кар (6-12 км юго-западнее к. Гульран);
2-й маршрут: Герат - Доаб - Тарагунди, батальону царандоя и оргядру государственной власти - в уезд Гульран. В к. Тарагунди соединиться с подразделениями советских погранвойск и сборным погранбатальоном ДРА, действовать по их плану.
Пограничный батальон № 937 своими действиями на границе с Ираном пресекает попытки выхода бандгрупп через границу к району боевых действий.
С рассветом 1.11 армейская авиация ДРА наносит по целям пять точечных ракетно-бомбовых ударов в районах скопления банд.
Подразделение советских ПВ совместно со сборным пограничным батальоном и батальоном царандоя с рассветом 1.11.1982 г., по маршруту от Тарагунди - вдоль госграницы - на Гульран, выдвигаются и занимают рубеж севернее к. Гульран.
ДШМГ - за 2 часа до подхода резервов к Гульрану высаживается десантом восточнее кишлака. Авиация прикрывает действия подразделений.
С выходом подразделений 17-й ПД к кишлаку Гульран блокирует его, начинается его зачистка от бандитов батальонами царандоя и пограничниками ДРА.
По завершении операции оргядро власти остаётся под защитой царандоя. Через два дня после операции подразделения 17-й ПД возвращаются к местам своей дислокации, а советские подразделения — немедленно после её завершения.
Командный пункт — г. Кушка (советская территория).
Решение направлено шифртелеграммой старшему военному советнику в г. Герате 29.10.1982 г. В ней было дополнительно указано:
1. Вопросы взаимодействия согласовать с командованием ПВ КГБ СССР.
2. Срок проведения операции — 5-6 суток.
3. На КП ПВ в г. Кушку направить одного советника с радиостанцией для связи с Гератом.
4. На период операции в Герате усилить патрульную службу, охрану военных объектов. Иметь в готовности дежурные подразделения для решения внезапно возникших задач.
5. О готовности подразделений к боевым действиям доложить в штаб ГВС шифром к исходу 30.10.1982 г.
29.10.1982 г. к месту организации и для руководства боевыми действиями вылетел заместитель командующего 40-й армией генерал-майор Л. Генералов. На КП находился начальник войск КСАПО генерал-майор Г.А. Згерский для координации руководства пограничными подразделениями.
Но не всё пошло по плану.
К 7.00 31.10.1982 г. по докладу советника командира батальона царандоя Мирослава Васильевича Кэбина, подразделение и с ним ядро власти для уезда вышло к Тарагунди, как и предусмотрено планом.
В это время поступило сообщение, что мотострелковые батальоны, а с ними и подразделения 17-й ПД находились в своих местах дислокации. Нужно было вмешательство командующего 40-й армией и врио ГВС генерала В.П. Гришина, чтобы подразделения выполнили приказ. В своём распоряжении командующий изменил сроки участия в операции мотострелковых и танкового батальонов с 12.00 31.10 до 13.00 01.11.1982 г., т.е. до одних суток.
В 20.00 31.10.1982 г. поступила команда с КП от генерала Г.А. Згерского: в связи с непогодой (дождь, низкая облачность) отменить запланированные авиаудары на 1.11 сего года из-за вероятных ошибок.
1.11.1982 г. ММГ совместно с погранбатальоном и батальоном царандоя к 10.00 вышли на указанный рубеж и были готовы по сигналу к дальнейшим действиям.
В соответствии с планом проведения операции по освобождению уезда Гульран и договорённостью командующего 40-й армией и врио ГВС 31.10 сего года подразделение 40-й армии (уже один МСБ с ТБ без ТР) вышли на операцию с задержкой в 12 часов по местному времени и к исходу дня достигли рубежа близ к. Шарбанд, где организовали оборону и засадные действия, а два пехотных батальона 17-й ПД достигли района к. Карабаг и осуществили ночёвку с охранением. С рассветом продолжали движение по указанному маршруту с преодолением разлившихся рек из-за дождей и к 13.00 достигли к. Абдул-Ладжан (не достигнув указанного по плану рубежа).
1.11 сего года в 13.00 произвёл свёртывание МСБ 40-й армии и начал движение в обратном направлении. Практически, достигнув намеченных рубежей подразделениями, операция по ликвидации банд не началась.
В связи с возвращением МСБ с ТБ (без ТР) была дана команда на возвращение и подразделениям 17-й ПД ДРА.
Данное решение по снятию подразделений, без уведомления командования советских ПВ, было принято в связи с тем, что командующий 40-й армией и врио ГВС выполняли план боевых действий, утверждённый ГШ МО СССР, о проведении операции южнее г. Герат. Операции жёстко спланированы, а войска измотаны и действовали на пределе возможного.
Для подготовки каждой операции даётся время до семи суток. А операция «Гульран» - внеплановая, началась без подготовки, поспешно, в силу давления некомпетентных в военном деле лиц.
После доклада с КП генералу армии В.А. Матросову о срыве операции последовала команда: остановить продвижение ММГ с афганскими погранбатальоном и батальоном царандоя к кишлаку Гульран на достигнутом рубеже.
Позднее мне сообщили, что В.А. Матросов по этому случаю встречался с начальником ГШ МО СССР маршалом С.Ф. Ахромеевым, имел разговор с генералом Ю.А. Максимовым, командующим войсками ТуркВО.
Позднее по освобождению от бандформирований уезда Гульран была проведена операция силами пограничных войск СССР и ДРА с батальоном царандоя, которая успешно закончилась к 6 ноября того же года.
Её осуществили по настоянию посла вне плана, утверждённого ГШ МО и руководством КГБ СССР. Части СА, ВС ДРА и подразделения советских ПВ действовали в ущерб плановым операциям.
В штабе 40-й армии на мой вопрос о незаконченной операции ответили, что здесь должны были действовать ВС ДРА, это их внутреннее дело, а мы им только помогаем. Операции жёстко спланированы и изменять планы могут только вышестоящие штабы. А если кто-то хочет волевым решением изменить план без согласований - из этого хорошего мало получается. И это действительно так!
В.А. Матросов высказал по этому случаю следующее: «Нас втравили в это дело, потом бросили одних. Мы изменили свои планы, а менять их можно только в исключительных случаях.
Проведённые действия нам следует мотивировать подготовкой к этой боевой операции. И претензии ни к кому не предъявлять!»
6 ноября я доложил послу Ф.А. Табееву о том, что операция подразделениями ПВ СССР и ДРА завершена успешно и в уезде Гульран находится ядро государственной власти под охраной батальона царандоя.