Операция по уничтожению горной базы Шардара

 

10 июля 1982 г. авиационная группа выполняла боевую задачу по десантированию личного состава и огневой поддержке его боевых действий с воздуха при уничтожении горной базы Шардара. При выходе из очередной атаки был подбит вертолет капитана В.П. Саморокова, который загорелся и упал в расположение бандформирования. Несмотря на яростный огонь противника, майор В.И. Мусаев, проявив смелость, храбрость и отличную летную выучку, под прикрытием огня вертолетов своей группы, произвел посадку рядом с упавшим вертолетом и эвакуировал погибший экипаж. По сути, он первым повторил подвиг своего командира подполковника Ф.С. Шагалеева. За этот боевой вылет майор В.И. Мусаев был награжден орденом Красного Знамени, а его экипаж боевыми медалями. Хотя, по словам его сослуживцев, вначале майор Мусаев В.И. представлялся к званию Героя Советского Союза, а его экипаж боевыми орденами…

Первым полностью погибшим экипажем авиации ПВ в афганской войне был читинский экипаж командира звена вертолетов Ми-8 капитана Саморокова Владимира Павловича, в составе старшего летчика-штурмана, штурмана звена вертолетов капитана Королева Александра Ивановича, бортового техника, старшего техника звена капитана Лаба Михаила Тимофеевича и бортового механика прапорщика Двоеложкова Юрия Андреевича.

10 июля 1982 г. в операции по ликвидации бандитского формирования в ущелье Шардара, в 20 км  восточнее к. Чахи-аб, при выполнении боевой задачи по огневой поддержке боевых действий наземных подразделений, при выходе из очередной атаки вертолет был подбит из крупнокалиберного пулемета ДШК, загорелся и неуправляемый  упал, а при встрече с землей взорвался. Экипаж погиб, но в результате проведенной поисково-спасательной операции их тела были эвакуированы на базу. Посмертно награждены: капитан В.П. Самороков орденом Красного Знамени, капитан А.И. Королев, капитан  М.Т. Лаба, прапорщик Ю.А. Двоеложков – орденами Красной Звезды [24]

 

    Потери в июле составили 10 пограничников (в том числе шесть человек - экипаж вертолета «Ми-8», потерпевшего катастрофу в районе Чахи-Аб) [1].

    По др. данным 10 июля в районе перевала Банди-Малаи (или к. Газан ?) восточнее Чахи-Аба при атаке позиции ДШК на высоте 1800 м сбит вертолет Ми-8 капитана Самарокова Душанбинской авиаэскадрильи, в составе экипажа погибли 4 члена экипажа. Вероятно в том же вертолете погибли и двое сотрудников КГБ СССР.

 

Из Журнала «ПОГРАНИЧНИК», 2020, февраль, с.24-33:

Сергей Пасынок

...Очередная запись от 10 июля. В тот день несколько экипажей «работало» в районе Чахи-Аба. Это на  афганской территории, напротив участка Московского погранотряда. Район изобиловал высотами, на  которых у  противника находились опорные пункты. Некоторые из них имели позиции крупнокалиберных пулемётов - ДШК. Требовалось подавить эти позиции, расчистив путь для высадки десанта пограничников.

Мы вылетели на вертолётах с  довоенной «аэрофлотовской» окраской  - белый корпус с  голубой полосой. Строй был плотным. Впереди, примерно в  двухстах метрах, шла 98-я машина. Хорошо помню её экипаж: командир Владимир Самороков, лётчик-штурман Александр Королёв, борттехник Михаил Лаба, бортмеханик Юрий Двоеложков. Наш борт под номером «99» летел вторым.

Впереди была высотка, на  которой окопался противник. Ведущая машина ударила НУРСами по  вражескому опорному пункту. Казалось, враг был подавлен, однако, когда вертолёт проходил над позицией противника, оттуда неожиданно ударил спаренный пулемёт ДШК. Огонь вёлся почти в упор, промахнуться было невозможно. Очередь словно разрезала кабину, где сидели пилоты. Машина мгновенно вспыхнула и начала терять высоту.

Всё это произошло за считанные секунды прямо у нас на глазах. Было видно, как внизу метались фигурки бандитов, разворачивавших ствол ДШК в нашу сторону. К счастью, Александр Цыплёнков не  растерялся и мгновенно «выложил» на расчёт бортовой залп НУРСов, а  борттехник добавил очередей из  бортового пулемёта. По  нам с той позиции больше не стреляли.

…Бывают на войне моменты, которые хочется забыть, но  они остаются с  тобой навсегда. Мы нагнали падавший вертолёт и отвернули влево. Видимо, очередью убило обоих пилотов и машиной никто не управлял - она падала, медленно кренясь на один бок. В какой-то миг я увидел, что в дверном проёме застыл Юрий Двоеложков. На бортмеханике был парашют, но он никак не мог решиться прыгнуть. Я открыл правый блистер и закричал:

- Прыгай! Мы тебя заберём!

Но он так и не прыгнул

Несколько секунд мы сопровождали пылающий борт, пока он не врезался в  землю и  не  взорвался, исчезнув в огромном огненном шаре.

Почти сразу  же из  близлежащего кишлака ударили по нашему вертолёту. Стало ясно, что здесь настоящее осиное гнездо и  требуются куда большие силы. Мы вернулись на аэродром. Руководил авиагруппой Владимир Краснов. Через несколько часов из Душанбе прилетело дополнительно несколько бортов во главе с Владимиром Мусаевым. Он возглавил авиагруппу - около 20 бортов, - которые снова пошли в район Чахи-Аба.

Боевики, понимая, что возмездие будет суровым, собрали останки погибших советских вертолётчиков, сложили их в простыни и отнесли в сторону от  кишлака, на  видное место. Экипаж Владимира Мусаева забрал тела погибших. Их вывезли на  советскую территорию, затем отправили на  родину, в Читу. В  итоге задача всё равно была выполнена - позиции противника сровняли с землёй.

Прошло сорок лет, но я до сих пор отчётливо помню, словно это произошло только что, как человек, застыв в  дверном проёме пылающего вертолёта, колеблется, не  решаясь на  прыжок к  быстро приближающейся земле… Такое не забывается.

 

 

Воспоминания участника тех событий, ПРОХНИЦКОГО СЕРГЕЯ (СБО «Чахи-Аб» 80-83):  

1982 ИЮЛЬ

Десантная операция в зоне ответственности СБО (ммг) «Чахи-Аб»

"Уничтожение горной базы «Шардара».

В состав десанта входил СБО ММГ-3 Чахи-Аб, ДШГ Кара-Калинского ПО, СБО ММГ-1 Рустак. Описание этой операции есть на сайте, но оно не полное. Поэтому в память о погибшем экипаже подбитого вертолёта МИ-8, а также об участии ММГ-3 Чахи-Аб в боевых операциях на период 1982 года я, решил собрать побольше информации от участников той трагической операции.

Итак, с Чахи-Аба на бортах в Московский ПО, дня два формировали СБО, жили в палаточном городке недалеко от аэродрома. Нам сказали, что операция рассчитана на 5 суток, задача – уничтожение банд формирований, находящихся в кишлаке рядом с зоной высадки, зачистка кишлака, перекрытие перевала. Получили боекомплект, сухпай на 5 суток, а утром следующего дня – погрузка и вылет. Очень чётко помню этот полёт, чёрные, серые, покрытые снегом вершины гор, чужие, страшные… В салоне все молча сидели, глядя то в иллюминатор, то друг на друга, сжимая в руках оружие.

Перед высадкой борты обрабатывали нурс-ами посадочную площадку. Очень неприятное ощущение, особенно для новичков. Высадка была жёсткой, десантировались с нависших над землёй бортов. Выпрыгивая по очереди, один отбегал влево, следующий вправо и, т.д. занимая круговую оборону, двое последних выбрасывали БК и сухпай. Борты ушли, нас разбили по группам и все ушли на свои позиции.

Заняли три высоты. Правую, где внизу был небольшой кишлак, заняла Кара-Калинская ДШГ, центральную и левую высоты – мы. Центральная, как КП. Я, со своим взводом находился на левой высоте. Сразу же начали окапываться, работали целый день, было жарко. Лишь только когда закончили и остыли, поняли какой там на самом деле колотун. Не знаю как в других группах, но у нас была только летняя форма одежды, ни курток, ни спальников у нас не было.

Ночью несли службу, днём отсыпались, обнявшись друг с другом, оставив на позиции одного наблюдателя с радиостанцией. Особых боевых действий не было. Так, в первые две ночи незначительные перестрелки. Думаю, командование знало, что где-то в этом районе духовская база, но не знали где точно. Мы чего-то ждали. По-моему на второй или третий день вместе с боеприпасами, борты привезли несколько человек сорбозов. Нас собрали на КП, приказали усилить бдительность и быть готовыми в любой момент к переходу…

Но, на пятый или шестой день поступила команда сниматься. Где-то уже были слышны выстрелы и взрывы – десантники избавлялись от лишнего груза боеприпасов. Примерно в восемь – восемь тридцать утра в небе появились борты – 6 штук. Выстроились в круг и по очереди начали «нурсовать» площадки (или обнаружили духовскую базу). Отстрелялся первый борт (в два захода), за ним пошёл второй, белый, на борту надпись «АЭРОФЛОТ» (мы их называли – голубь мира).

В этот момент я услышал чёткие тройные очереди из ДШК. Или лётчики обнаружили духов, или пролетали слишком близко от их позиций, те, не смогли удержаться от соблазна. Духи себя выдали, огонь велся со стороны гор напротив наших позиций через ущелье, в правой части которого и находился тот кишлак. Борт отстрелялся, вышел из боевого и пошел в разворот на второй боевой… Возле нас была радиостанция, и мы слышали как их предупреждали и просили уходить с того места, но,… они не слышали.

Развернувшись, борт пошёл на второй боевой и, опять чёткие, тройные очереди из ДШК. Мы увидели как с борта пошёл дымок и, он начал падать планируя, затем повалил густой дым и появился огонь. Было видно, что пилот пытается выровнять борт, но резко вспыхнув, весь в огне и в дыму, со страшным рёвом пошёл вниз, была видна одна кабина. За метров 50 до земли из борта выпрыгнул (или выпал) один человек и упал в высохшее русло. Борт упал прямо в кишлак. Мы услышали хлопок и увидели поднявшийся столб дыма. (прим. 10 июля 1982 г.)

Недалеко от места падения находилась позиция Кара-Калинской ДШГ. Сразу же был послан разведчик. Взяв с собой радиостанцию, Бурлай Володя начал спуск к упавшему борту. Духи тоже пошли, но огонь из ДШК не прекращался. Володя спускался как можно скорее, по нему всё время вели огонь, но он, по возможности прикрывался за валунами, перебежками через ложбинки, уступы. Уже внизу огонь прекратился, так как духи уже не видели его за деревьями и сопками.

Кишлак располагался на террасах вдоль высохшего русла реки, где протекал ручей. Володя увидел борт, лежащий со стороны наших позиций у одного из домов. Была видна борозда от сунувшегося по земле борта, который, пробив корпусом дувал, оказался на огороде. Хвостовая часть была оторвана, лопасти тоже, сама кабина разорвана в клочья, где-то небольшими местами догорали и дымили остатки изоляции и проводки.

Первого лётчика Володя обнаружил в метрах 10 слева от борта, обгоревшего с сильно повреждённой задней частью головы, второй был в кабине, - просто чёрный, третий – метрах в 15 впереди от борта висел на кустах, тоже сильно обгоревший, вся одежда сгорела, он был в бронежилете, так даже ткань выгорела, были видны одни пластины. Сделав доклад, Володя занял позицию и стал ждать основную группу.

Через минут 20-30 прибыла группа, старший к-н Турулов. С ними были несколько сорбозов, которые начали сгонять местных жителей для помощи. Те сначала начали возмущаться, но когда старейшина в белой чалме получил по морде, всё пошло гладко, сделали носилки, уложили и накрыли тела погибших лётчиков, особенно было хлопотно с тем, что в кабине также пришлось отдельно в мешок собирать части тел. Последнего, четвёртого (борттехника), который выпрыгнул и разбился, наши не могли вынести, так как место, где он лежал простреливалось духами. Поэтому послали местных, и те без проблем принесли тело (по ним не стреляли). Он был тоже обгоревший, но не сильно, что странно, так это то, что у него была наспех свеже-перебинтованная рука.

Возможно, попадание было ещё во время первого захода на боевой. Собрали оружие, сняли бортовую р/станцию. Началась операция по подъёму тел погибших, которая длилась целый день под постоянным огнём противника. Мы ничем не могли им помочь, слишком большое расстояние. Лишь с позиции Кара-Калинцев вели огонь из СПГ-9, АГС-17, и то неэффективный из-за большого расстояния. Вышли парни наверх уже часов в 6-7 вечера, уставшие, а кто-то уже и с сединой. Погрузили тела в борт и отправили в Союз.

Ночью духи веселились, салютовали… Помню, - все были очень злые, ждали «добро» из Москвы на штурм. На следующий день привезли минбат с «полкачами» и целой кучей боеприпасов к ним. Носили мины на позиции целый день, - замахались…! Минбат работал целыми днями, борты тоже, только уже с большой высоты. Земля – дрожала!!! В одну из ночей, мы этому кишлаку устроили «тёмную» из всех видов…, за наших погибших! А днём, МИ-24 ПТУРС-ом угодил прямо в их дыру! Так мы, тоже салютовали!

Через пару дней Москва дала отказ, Кара-Калинцы улетели, на их позициях остался минбат. И застряли мы там надолго, думаю, минимум месяц торчали, если не больше. Бомбили эту базу ещё недели 2-3, но на штурм так и не пустили. Были серые будни… Те кто там был, никогда не забудут (это как бы личное). Были пленные духи, после зачистки кишлака сорбозами… Улетали мы оттуда с раздвоенным чувством, с одной стороны, - были рады, что не легли там, под этими дырами-дотами (уж слишком хорошая позиция духовская была, без подготовленного, внезапного штурма никак…), с другой, - все были угнетены потерями.

Борты поднялись в небо и, мы увидели маленький кишлак, где-то там, внизу, лежал одинокий наш борт, где по ночам, боясь, что мы вернёмся, его потихоньку растаскивают и разбирают гордые афганцы. Так закончилась эта операция.

Вечная Память Погибшим!

Описание операции основано на моих личных воспоминаниях, воспоминаниях Фёдорова Алексея (боец ММГ-3 Чахи-Аб), Бурлай Владимира (боец ДШГ Кара-Калинского ПО), Лут Вячеслава (боец ДШГ Кара-Калинского ПО), а так же при помощи Липовских Александра (моральная и техническая помощь), Добровольского Юрия (боец ДШГ Кара-Калинского ПО, помощь в поиске участников БО), Буко Светланы (работник «Укртелеком», помощь в поиске участников БО).

 

Из воспоминаний Быковой Татьяны - супруги боевого летчика п-ка Быкова Сергея:

 

Владимир Самароков погиб 10 июля 1982 года. В этом году исполнится уже 25 лет. В 1994 году мы были в его родном селе Хворостянка, где он похоронен. Там же я списала у его супруги стихотворение, которое было опубликовано в районной газете. Написала его местный корреспондент этой газеты – Г. Макловская, и читала его в тот день, когда открывали мемориальную доску и переименовывали улицу, на которой он родился. Эта улица теперь носит его имя.

 

Памяти Владимира Самарокова

 

В стране у нас героев очень много,

И среди них есть наши земляки:

Сурков и Мамистов, Атьков и Самароков,

И все они навек нам дороги.

Они в степном районе вырастали,

Где васильки с ромашками цвели,

Изведали и радость, и печали,

Мужали, крепли, сильными росли.

Но выпало на долю им немало,

Экзамен жизнь дала им непростой:

И первых двух на той войне не стало,

Героем космоса Атьков стал, а другой…

Владимир Самароков тот, чьё имя

Навеки будут люди повторять,

Владимир Самароков, чьей фамилией

Навеки будут улицу все звать.

Он был счастливым, этот парень дивный,

Он был красивым русской красотой,

Он был душевным и хорошим сыном,

Он был любимым мужем и отцом.

Он был военным, охранял Отчизну.

Стоял на страже наших рубежей,

И в мирном небе он мечтал о жизни,

О счастье матерей всех и детей.

Но счастья он хотел для всех народов.

Для всех детей из самых дальних стран.

Вот почему так далеко от дома,

Он улетел туда – в Афганистан.

Туда, откуда помощь попросили,

Туда, где голод и гремит война.

Туда – где зной и неуемной силе

Не может дать отпор одна страна.

И вот его не стало – но навечно,

Он в памяти народной не умрет.

И каждый его вспомнит, и сердечно,

Поклон земной всегда ему пошлет.

А улица с названьем «Самарокова»,

Всегда напомнит о его судьбе.

И будут люди вспоминать о соколе,

Который пал героем в той борьбе.

 

Много лет прошло с тех пор, как наши войска вывели из Афганистана. Сколько погибло ребят, сколько горя было в семьях! Каждая семья переживала это горе по-своему. Летчики гибли, а как жили с этими потерями их родители, жены, дети? На сайте ПОГРАНИЧНИК жена погибшего летчика А. Щеняева - Марина – пишет: «Я ничего не забыла, все помню…». По сердцу режут эти простые слова.

Больше 30 лет мы общаемся с Галей Самароковой. Нас связывает многое. Владимир Самароков, Кашин Александр и Быков Сергей – они были сокурсники по Саратовскому летному училищу. Вместе прибыли в Читу, вместе начинали летать, расти. С небольшим интервалом играли свадьбы, также с интервалом появлялись дети. По службе они росли примерно одинаково. Но экипаж Владимира первым летал в командировку «на юг», как тогда говорили.

Володя Самароков, как я уже писала, погиб 10 июля 1982 года, и не только Галя, жена, но и её мама – Анна Петровна - очень тяжело переживали его гибель. Мамы не стало в январе этого года, но до последнего дня она ждала, и надеялась, что это ошибка, может быть, он в плену, и когда-то обязательно вернется домой. Они очень жалели, что не открыли гроб.

Мы переписывались с Анной Петровной время от времени, и вот что она писала нам (март 1991 год): «Мы своего Володю еще не забыли, и ждем, ждем и ждем, хоть какого, хоть такой, хоть такой, хотя понимаем, все напрасно, а ждем, надеемся, на случайность. Себя часто ругаем, что не открыли крышку гроба, пусть это было бы еще больней, но верней. Галя ждет, теперь еще надеется, не попал ли в плен. Ждет, хотя была на приеме у генерала, который служил в вертолетных войсках, но не пограничных, и в 1982 году они охраняли Кабул. Она спрашивала, не видели из экипажа Самарокова, не мог ли он попасть в плен? Тот сказал, что не слышал. Сережа, ты же видел все, знаешь, дай ответ, он или не он был под красной крышкой, а может, ждать можно? Не скрой ничего, вот наша просьба к тебе, все та же. Всегда при первой же возможности приезжайте в гости вместо Володи. Саша Кашин уже был у нас, и был для нас как Володя».

Октябрь, 1996 год: «Эх, Таня, теперь бы Володю где увидеть, хоть бы какого, без рук, без ног, слепого, хоть бы какого. Почему-то он остался очень дорогим для нас всех. Я уже и славу его не хочу, потому что каждый год чтут, и никак, нисколько он не забывается……...Я пока никуда не хожу, даже в магазин».

«Таня, очень переживаю за Галю, ведь приедет ко мне, и лежит в постели. Долго лечилась, лежала в больнице 3 месяца и 3 месяца дома. Она даже нас встречала без слез, сейчас вроде бы снова выходилась, появилась энергия немного, но когда и как у нее жизнь наладится, и не знаю. Ей все врачи, говорят, что надо сменить образ жизни, замуж выйти, но она говорит, что все понимает, а измениться не может. Как же он её любил, это даже не описать, видно, все к этому вел Бог, к ихней судьбе».

В 1985 году Галя писала: «Таня, а просьба у меня будет такая: напиши мне, пожалуйста, со слов Сергея обстоятельства Володиной гибели, мне это очень нужно. В каком районе (провинции) это произошло. И, может быть, известна тайна «черного ящика»? Прошу в просьбе не отказать».

Из письма Гали, май, 1987 года (уже пять лет прошло): «Чувствуем мы себя с дочкой нормально, то есть на работу ходим, школу посещаем. А на самом деле, здоровье моё не поправишь, настроение не изменишь. Во всяком случае, так я думаю до сих пор. Планов никаких не строю, хотелось бы поехать в Читу, но боюсь, что только еще больше расстроюсь, потому что все там у меня связано с Володей. А очень хотелось бы, прямо тоскую! Может быть, проездом вам случится быть в Куйбышеве, не проезжайте мимо, прошу!».

«Забыла самую главную новость. В Хворостянке одной из новых улиц присвоено имя В. Самарокова. Это торжество происходило в августе (1985 г.). А что это было для меня? Как будто заново я его похоронила. Так было тяжело. На этой улице получил квартиру мой младший брат. Теперь пишу письма на улицу Владимира Самарокова».

 

 

 

Земляки В.П. Саморокова хранят память об отважном летчике.

Hosted by uCoz