Операция по захвату Тургут Узала

 

Из воспоминаний офицера РО Керкинского погранотряда Маккамбаева Пулата Абуталиновича (группа «Керкинский ПО вч 2042» на http://ok.ru/pulat.makkambaev )

 

Весной 1984 года стала поступать информация о том, что в бандформированиях (БФ) Каркинской зоны, подчиняющихся Мулло Дули («Исламское общество Афганистана», базовый кишлак Каркин, с 1983 года являлся представителем БФ Каркинской зоны в штаб-квартире «ИОА» в Пешаваре) появился иностранный советник, турецкого происхождения. Он с первыми караванами с оружием прибыл в провинцию Джозджан в апреле-мае 1984 года. Первоначальными местами его пребывания являлись базы моджахедов в районе гор Альбурс (район Мармоля), Акчинской зоне, волости Корчангу, где он посещал БФ, в состав которых входили моджахеды туркменской национальности.

В конце мая представители оргядра Хамиабской волости, по телефону информировали о появлении в местной бандгруппе иностранного советника, который выходил в сопровождении моджахедов к линии сухопутной границы (правый фланг 10 ПОГЗ). Находясь на безопасном удалении и маскируясь, он вел видеосъемку прилегающей местности к границе и расположению заставы, а также месторасположение Хамиабского оргядра. В данное время все резервы подразделений Керкинского ПОГО и афганские части были задействованы в проводке колонны по маршруту Мазари-Шариф - Шиберган - Андхой - Меймене. Для проведения внезапного блокирования к. Хамиаб необходимо было, как минимум две ДШМГ и афганское подразделение для проведения прочески. Сотрудникам МГБ Хамиабской волости было рекомендовано продолжать оперативное сопровождение действий иностранца в к. Хамиаб и продолжать информировать нас.

Ближе к вечеру следующего дня поступила информация, что иностранец в дневное время выходил к урезу воды реки Амударья на левом фланге 10 ПОГЗ, где производил видеосъемку линии границы, крайнего пограничного знака, находящегося на левом берегу указанной реки, а также участка, где река переходит на советскую территорию (стык 10 и 11 ПОГЗ). После этого он вернулся в к. Хамиаб, где ему планировали организовать торжественный прием в доме одного из глав туркменского рода, располагающийся через три двора от места дислокации оргядра народной власти Хамиабской волости (около 30 человек), которые жили как в крепости (находилась в 5 метрах от линии границы, напротив 10 ПОГЗ) и своего расположения не покидали.

Характер последней видеосъемки иностранца стал неопровержимым признаком его причастности к западным спецслужбам, так как участок выхода реки Амударья на советскую территорию на стыке 10-11 ПОГЗ рассматривался ими в качестве одного из важных каналов заброски своей агентуры на территорию СССР в мирное и военное время. Периодически указанные спецслужбы засылали свою агентуру для фотосъемки (в то время уже видеосъемки) данного участка границы и отслеживания оперативной обстановки на территории, прилегающей к нему. Государственная граница, в районе выхода на советскую территорию не перекрывалась инженерно-техническими средствами, а охранялась в дневное время визуальным наблюдением пограничных нарядов «Пост наблюдения», а в ночное – ПТН и малыми катерами, которые не могли обеспечить надежную охрану реки, шириной 300–500 (во время половодья) метров. По замыслу спецслужб их агентура, используя афганскую территорию, могла в ночное время, с использованием аквалангов или малых резиновых шлюпок, преодолеть в надводном или же подводном положении (в зависимости от погодных условий и оперативной обстановки) линию границы и через 500-1000 метров, выйти на советский правый берег (юго-западнее поселка Мукры - участок 11 ПОГЗ). Переодевшись в гражданскую одежду, они могли добраться до ближайшей железнодорожной станции (Дустлик, Керкичи, Амударьинская, Талимарджан, Карши) и сесть в пассажирский поезд Душанбе - Москва, который доставил бы их в столицу СССР через три дня для совершения подрывных акций.

С учетом сложившейся ситуации руководству Хамиабского оргядра было предложено сформировать боевую группу в составе 20 человек и в первую половину ночи внезапно блокировать двор вышеуказанного авторитета, где устраивался прием иностранца, и захватить его. В случае попыток моджахедов отбить иностранца им была обещана огневая помощь двух БТР усиления, находящихся на 10 ПОГЗ и прибытие пары вертолетов для прикрытия с воздуха. На крайний случай оргядру было рекомендовано укрыться на советской территории.

Благодаря внезапности действий бойцов оргядра и беспечности моджахедов (убегали через дувалы, не оказывая сопротивления) иностранец был задержан и доставлен в месторасположение оргядра. Утром он был вертолетом переправлен в Шибарган. В процессе фильтрации было установлено, что задержанным иностранцем является - гражданин Турции Тургут Озал (в последующем такое имя и фамилию имел один из президентов данной страны), около 40-45 лет, ниже среднего роста, плотного телосложения, волосы кудрявые, желтого цвета, по сезону одет в афганскую национальную одежду. Состояние иностранца было подавленным, в беседе он стремился не смотреть в глаза собеседника, отвечал медленно, постоянно требовалось задавать уточняющие вопросы. С его слов он проживал в пригороде Стамбула, оставшись без работы, он решил поехать на сезонные заработки в Иран, откуда, не найдя работу, отправился в пакистанский Пешавар. В этом городе ему повстречался американец, который работал в лагерях афганских беженцев, предложивший ему за хорошие деньги съездить в районы Афганистана, где проживают местные туркмены для изучения их быта и условий жизни, а также сбора материала о том, как они воюют за свою независимость. Учитывая сумму обещанного гонорара Тургут Узал согласился на эту авантюру.

Через несколько дней данный иностранец был отправлен в Кабул, где он после возбуждения органами МГБ уголовного дела предстал перед судом, который приговорил его к высшей мере наказания. В апреле (или мае) 1985 года в газете Известия, на первой полосе, появилась статья «Небо над Кабулом», где подробно было описано как Тургут Озал был завербован сотрудником ЦРУ, чем занимался на территории Афганистана и как было осуществлено выполнение решение суда. В статье только отсутствовала информация о том, как был задержан Тургут Озал.

Операция по задержанию Тургут Озала является одной из замечательных страниц боевой летописи Керкинского ПОГО, когда грамотно используя способ взаимодействия, удалось пленить агента ЦРУ, не используя своих сил и средств, и обеспечить надежность прикрытия охраны границы. Ни один ПОГО КСАПО не имеет в своей истории такого опыта.

Следует отметить, что осенью 1984 года (прим. вероятно 1987 г.) при проведении операции в районе Ширинтагаба солдатами 35 афганского пехотного полка (дислоцировался в г. Меймене) при проческе кишлака был задержан французский журналист, которого сразу же отправили в Кабул. В последующие годы иностранцы появлялись только на горных базах моджахедов, выходить к линии границы они уже боялись, благодаря указанным двум операциям.

 

 

 

 

Hosted by uCoz