Весенняя операция «Куфаб-81», проводимая с пограничной заставы Иол
Из книги: Новиков В.С. Летчик-пограничник генерал Рохлов. Портрет на фоне границы и эпохи. — Галерия, 2014.— 400с.
20. Иол. «Куфаб-81»
Далеко не все было романтично и гладко в службе и жизни генерала Рохлова. Из его боевой летной биографии известен случай, когда в апреле-мае 1981 года в ходе операции «Куфаб-81», проводимой с пограничной заставы Иол, ему пришлось лично возглавлять боевые вылеты авиагруппы в ходе всей операции. В течение сорока дней. Ситуация и обстановка тогда сложились очень даже непростые.
Этой операции в Москве руководство КГБ СССР тоже придавало большое значение, так как уже все бандформирования Куфаба, Джавая, Рага и Вардуджа после зимы заметно активизировались вблизи нашей границы. Они объединились, стали управляться иностранными советниками из единого центра, расположенного в верховьях Куфаба. Необходимо было срочно его ликвидировать. С сухопутной или общевойсковой стороны на эту операцию прилетело все московское пограничное начальство: Матросов, Вертелко, Карпов с офицерами оперативной группы, начальники управлений и отделов ГУПВ. А также начальник войск Среднеазиатского погранокруга генерал Згерский со своим штабом и оперативной группой.
С авиационной точки зрения в организации боевых полетов вертолетов выявилось много недостатков. Малый, явно недостаточный, состав авиагруппы, всего восемь вертолетов. Слабый уровень подготовки летчиков авиагруппы. Слабое руководство авиагруппой в лице заместителя командира по летной подготовке 4-й Марыйской отдельной эскадрильи майора Сергея Булатова. Слабое и даже неудовлетворительное тыловое и инженерно-авиационное обеспечение полетов.
Видя эти недостатки и понимая, что они требуют немедленного исправления, генерал армии Матросов приказал генералу Рохлову лично возглавить руководство авиагруппой в этой высокогорной операции. Генерал Рохлов принял руководство авиагруппой и в конечном итоге переломил ситуацию в лучшую сторону. Естественно, во-первых, он дал команду усилить авиагруппу опытными экипажами из соседних округов, из Алма-Аты и Тбилиси. И через два дня в составе авиагруппы уже было двадцать вертолетов, из них четырнадцать горных экипажей. Усилил инженерно-авиационную и тыловые службы опытными руководителями и специалистами.
Во-вторых, он подтянул дисциплину среди летчиков. Ввел обязательное вечернее и утреннее построение летного состава, постановку задачи на все групповые вылеты авиагруппы. Обязал командиров проводить разбор полетов и работы обеспечивающих и обслуживающих служб. Укладываться в нормативы подготовки экипажей к повторным вылетам. Сам лично объявлял распорядок дня на завтра и потребовал выполнять его с точностью до минут.
В-третьих, сам лично присутствовал на всех совещаниях в оперативной группе округа при принятии решений на боевые вылеты. И сам летал ведущим авиагрупп на все групповые боевые вылеты. И на высадку десантов, и на ракетно-бомбовые удары.
Эффект от жесткого контроля за всеми подготовительными процессами, постоянного и твердого руководства на земле и в воздухе - не замедлил сказаться. Все поставленные боевые задачи авиацией в операции были успешно выполнены. На что генерал армии Матросов на разборе и подведении итогов операции полушуткой, полусерьезно заметил:
- Вот видите, товарищ Рохлов, когда вы захотите, то, оказывается, все можете сделать. И опытных летчиков нашли, и инженеров хороших, и тыловиков грамотных. И вертолеты у вас как из-под земли появились, и топливозаправщики с тележками для подвески бомб. Да и летчики, оказывается, у вас могут быть по-военному дисциплинированными, даже в строю стоять могут при получении боевой задачи.
Это была не столько похвала, сколько тонкая и дипломатичная критика деятельности авиации округа в присутствии подчиненных, а значит, и начальника авиации погранвойск тоже.
Вместо оправданий генерал Рохлов кратко, взвешенно и серьезно высказал свое мнение по вопросам, требующим неотложных решений:
- Товарищ генерал армии! Опытных горных летчиков и авиационных командиров с боевым опытом из-за границы мы не «выпишем». Значит, нам надо их самим готовить и вводить в штаты воюющих погранокругов учебные авиационные подразделения. Пора увеличивать авиацию округа до требуемого количества и качества. И формировать крупные в штатном отношении, как в ВВС, авиационные полки. А не «собирать в авральном порядке» экипажи и вертолеты на каждую операцию из соседних погранокругов и авиачастей.
Генерал армии Матросов в ответ тоже серьезно сказал:
- Жду ваших предложений по расширению авиации в Среднеазиатском погранокруге.
Так, через полгода приказом председателя КГБ СССР от 16 ноября 1981 года на базе 4-й отдельной авиаэскадрильи появился 17-й отдельный авиаполк в городе Мары, а в марте 1981 года - новая 23-я отдельная авиаэскадрилья в городе Душанбе.