Тыловые службы ПВ в Афганистане

 

И вечный поиск нового в работе

«Граница России» № 39 (869) 2012, 17-23 октября, стр.8

Денис Вечканов, фото автора

Генерал-полковник запаса Пётр Тихонович Переверзев прошел непростой военный путь от курсанта тылового училища до заместителя Директора – руководителя Департамента обеспечения деятельности ФСБ России. Ветеран афганской войны. Самые неспокойные и в то же время легкие в плане руководства, как говорит сам Пётр Тихонович, годы службы прошли в Краснознаменном Среднеазиатском пограничном округе в период афганской кампании.

ГОДЫ УЧЕБЫ

– Родился я в 1951 году в хуторе Кошарном, находящемся на юге Воронежской области, – вспоминает Пётр Тихонович. – В хуторе школы не было, и меня оформили учиться в школу-интернат. Тогда это было обычной практикой для многих ребят из глубинки. В 1969 году поступил в Вольское высшее военное училище тыла.

Отбор в Вольске прошёл, если так можно сказать, на одном дыхании. Скорее всего, благодаря достойным и прекрасным школьным педагогам, которые полностью вкладывали в нас душу. Несмотря на то что училище было тыловым, военные дисциплины преподавались наравне с общевойсковыми училищами.

Служивший в погранвойсках сержант Владимир Мамонов много и увлекательно рассказывал о своей службе. В какой-то степени он мне и привил любовь к будущей службе на рубежах нашей Родины. И коль в итоге я изъявил желание служить в погранвойсках, то и проходить войсковую стажировку был направлен в Пржевальский пограничный отряд.

 На все вопросы  касательно особенностей тылового обеспечения подразделений границы мы получали обоснованные ответы. После окончания училища мне было предложено убыть в Краснознамённый Закавказский пограничный округ.

СТАНОВЛЕНИЕ ОФИЦЕРА-ПОГРНИЧНИКА

– Назначили меня на должность начальника обозно-вещевой службы тыла Хичаурского пограничного отряда. Те годы, что я прослужил в этой должности, вспоминаю как годы моего становления.

После четырёх лет службы меня направили в Ленинградскую академию тыла и транспорта. Как самый молодой выпускник, в августе 1979 года получил назначение в Краснознамённый Среднеазиатский пограничный округ на должность заместителя начальника Пянджского пограничного отряда – начальника тыла пограничного отряда. Обстановка на советско-афганской границе уже была неспокойной, а в октябре-декабре наши подразделения стали совершать различные манёвры, занятия и учения вблизи государственной границы. Мы демонстративно показывали наше присутствие, поскольку в так называемой зелёнке в пойме реки Пяндж, которая пестрила различными островками, прятались банды боевиков.

НА АФГАНСКОЙ ВОЙНЕ

В ночь с 7 на 8 января 1980 года нам была поставлена задача по форсированию реки Пяндж на участке КПП «Нижний Пяндж» и одноимённой заставы. Местные жители помогали и обеспечили малыми катерами. С их помощью можно было переправлять не только личный состав, но и грузы. Во время форсирования погода была мерзкой. Как раз в эту ночь дул сильнейший «афганец» (ветер с песком и пылью). На столбах даже горящей лампочки ночью не было видно. Катерами управляли гражданские капитаны, образно говоря, «методом тыка». Наткнувшись на препятствия, сдавали назад и опять искали место на берегу, пригодное для высадки. Таким образом переправили 10 бэтээров и весь личный состав. Солдаты сразу же приступили к оборудованию инженерных сооружений. За ночь окопались по пояс, причём грунт был таким, что его с трудом брал ковш трактора-экскаватора «Беларусь».  За это же время переправили технические средства тыла, а уже утром личный состав был накормлен горячей пищей. Так начались наши афганские будни.

Расположение на противоположном берегу нижнего Пянджа называлось объектом «Ширхан». В последующем в него входили шесть мотоманевренных групп и пограничная застава на Набаде. За год отряд по численности возрос более чем вдвое, и это подвигало нас к созданию всех необходимых условий для жизни и быта. На первых порах все инженерные сооружения и другие объекты были, можно так сказать, примитивными. Со временем начали поступать современные материалы и технические средства для обустройства подразделений. С помощью специальных автоматизированных комплексов было полностью организовано банно-прачечное обеспечение личного состава. Появились прицепные столовые, хлебопекарные печи, которые, конечно, намного облегчили приготовление качественной пищи, поскольку в земляных столовых топки каждый месяц разрушались. Если в первое время снабжение материально-техническими средствами, продуктами питания, обмундированием осуществлялось транспортными вертолётами, то к концу первого года пребывания доставка выполнялась колоннами. Соответственно, приходилось прилагать определённые действия по обеспечению безопасности проложенных маршрутов.

Хочу отметить, что чем больше мы находились на территории Афганистана, тем большее сопротивление со стороны бандформирований испытывали. Они постоянно совершенствовали не без помощи в первую очередь американских инструкторов свою тактику боевых и диверсионных действий: организацию засад, налётов, минной войны на дорогах и т.д. Это, к сожалению, приводило к потерям личного состава, техники. Соответственно и мы прилагали адекватные ответные меры. Я осуществил организацию прикрытия около 120 маршрутов колонн, и практически в 80 процентах случаев не обходилось без каких-либо эксцессов и происшествий. Основной задачей, помимо недопущения бандформирований на нашу территорию, было конечно же сохранение жизней пограничников. Мы и оперативные группы тщательно готовили проводку колонн, оценивали оперативно-тактическую обстановку на сопредельной территории и маршрутах движения. При движении колонн обязательно осуществлялось взаимодействие с армейскими частями.

С гордостью вспоминаю службу с личным составом мото-маневренныех групп, нештатных рот подвоза авто-транспортных рот, инженерных и рот связи. Военнослужащие были грамотны в военном и боевом отношении. Почему? А потому что с ними проводилась большая работа по обучению правилам ведения боя при нападении на наши подразделения. Ну и естественно, требования к отбору военнослужащих в погранвойска всегда был очень высоки.

Словами благодарности хочу вспомнить прекрасного командира и учителя начальника Пянджского погранотряда полковника Бориса Григорьевича Мирошниченко. Не менее тёплые воспоминания у меня в целом и о командовании отряда. Ведь я же пришёл в штаб отряда совсем молодым 28-летним капитаном. Практически все начальники были старше меня лет этак на 10. Наверное, поэтому они всегда старались мне помочь где мудрым советом, а где и на практике продемонстрировать, как нужно действовать в той или иной ситуации.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦОПЕРАЦИЙ

В декабре 1983 года мне предложили перейти в оперативную группу  Среднеазиатского погранокруга на должность заместителя начальника группы по тылу. В то время коллектив работал, как слаженный организм, и даже тогда, когда приходили новые сотрудники, они буквально сразу вникали в суть происходящего. Видимо, чувство  опасности  заставляло быть более ответственными и практичными.

В оперативной группе моей основной задачей стала подготовка и обеспечение подразделений материально-техническими средствами в ходе боевых мероприятий. Служа на границе, я на себе прочувствовал, с какими трудностями сталкивается погранотряд, когда на его обеспечение поступает оперативная группа. В связи с этим на время проведения операции отряд практически выключался из своей повседневной деятельности по организации служебной деятельности пограничных застав. Поэтому я выступил с предложением о самообеспечении опергруппы и об отдельной её дислокации. Начальник оперативной группы Валентин Николаевич Смирнов принял моё предложение.

Часто приходилось взаимодействовать и с афганскими подразделениями. Мне памятна одна операция, когда огневые точки душманов находились от нас на довольно приличном расстоянии, так что поразить их точечно из орудий не было возможности. Командующий округом генерал-лейтенант Шляпкин (прим., Шляхтин) высказал предположение, что поразить позиции противника можно было бы из 76-мм пушки. Я позвонил в Термезский погранотряд, соседние армейские части, но оказалось, что орудия уже давно сняты с вооружения. Доложил об этом генералу и в ответ услышал: «Меня не интересует. Завтра к 5 часам утра две пушки с четырьмя боекомплектами каждая должны находиться на вертолётной площадке».

Вместе с нами в операции участвовала афганская Мазари-Шарифская дивизия. Я и поинтересовался у её командира о наличии таких орудий. Оказалось, что есть. На доставку требовалось время. Всю ночь ждал я афганскую колонну, и примерно в полпятого утра они стояли на площадке. Командующий вставал всегда рано и в пять утра выходил на зарядку. Я его встретил утром и доложил о выполнении приказа. Он был крайне удивлён и сразу же пошёл осматривать  орудия.

В этот же день вертолётами пушки были передислоцированы в район операции и огневые точки противника были уничтожены…

Меня частенько в Москве спрашивали, где мне было легче служить. Конечно, не дай бог повториться конфликтам, подобным афганским, и никому я не желаю оказаться на войне, но морально легче было в боевой обстановке, поскольку все военнослужащие с глубоким чувством ответственности выполняли свои задачи. И, главное, никого не приходилось заставлять исполнять свой долг перед Родиной.

В июне 1986 года служба Петра Тихоновича Переверзева в Краснознамённом Среднеазиатском пограничном округе закончилась. Он был направлен на должность начальника тыла – заместителя начальника войск по тылу Восточного пограничного округа КГБ СССР. Затем была служба во вновь образованной Калининградской группе погранвойск, а в последующем в центральных аппаратах ФПС и ФСБ России. 

 

 майор Переверзев П.М. (крайний справа) в составе проверяющей группы на базе ММГ-2 "Шибирган" Керкинского погранотряда, зима 1984-85 г.

 

Журнал ИНТЕНАЦИОНАЛИСТ № 14 АПРЕЛЬ 2007, стр. 17-19

ЧАСТЬ ДОЛГОГО ПУТИ ОТ РЯДОВОГО ДО ПОЛКОВНИКА

Об авторе: Георгий Яковлевич Дьяченко родился на Харьковщнне в с. Крутояровка, Кегичевского района. Окончил школу, Панютинское железнодорожное училище. Работал слесарем по ремонту паровозов. Срочную службу проходил в Германии на урановых шахтах, после чего окончил пограничное училище в городе Харькове в 1957 году. Служил в пограничных войсках Закавказского, Среднеазиатского и Западного пограничных округов. Участвовал в Афганских событиях 1980-1981 годах. Окончил службу в управлении службы безопасности по Харьковской об­ласти в 1985 году (в те годы КГБ).

Полковник в отставке. С августа 1985 года на пенсии. Инвалид 1-й группы.

 

Прежде чем мне пришлось участвовать и боевой деятельности пограничных войск в Афганистане, я про­шел долгий путь от рядового бойца Красной армии до полконника пограничных войск. Военную службу начал 4 сентября 1953 года. В этот день товарным эшелоном со станции Сортировка г. Харькова мы, призывники, были отправлены в г. Броды Львовской области, где была проведена подготовка по двухмесячному курсу молодого бойца. Оттуда нас, молодых солдат, отправили в ГДР в город Иогангеоргенштадт для охраны особо важных объектов (урановых шахт и обогатительной урановой фабрики). После двух лет службы в ГДР, был направлен в Харьков ни учебу в военное пограничное училище МВД.

По окончании училища в 1957 году получил назначение в Азербайджанский пограничный округ (с 1959 года Закавказский пограничный округ). В Закавказье прослужил 17 лет, одновременно окончил заочно Ленинградскую академию тыла и транспорта. Служил на разных должностях. От офицера продовольственно-фуражной службы до заместителя командира пограничного отряда по тылу. Округ в оперативном плане был очень сложный и ответственный, отличался слаборазвитой дорожной сетью. Служил в 127, 128, 40 и 10 пограничный отрядах. Самый сложный, если не в оперативном, то в географическом плане был 10-й пограничный. Место дислокации управления отряда Хичаури Аджарская АССР, от г. Батуми в горы 65 км. Отсутствие дорог, пересеченная горная местность. Постоянные осадки в виде дождя, туманы. В зимний период снег ложился толщиной до 7 метров. Грузы на пограничные заставы доставлялись только в летний период, тракторами или вьюками на лошадях.

В зимний период личный состав передвигался только на лыжах или на снегоступах. В особых случаях некоторых женщин и больных тягали на специальных волокушах. В таких условиях часто гибли, при различных, обстоятельствах, солдаты, офицеры, их жены и дети. Самому мне тоже несколько раз приходилось попадать под снежные оползни и автомобильные аварии, однако к счастью все обходилось благополучно, если не считать перенесенных воспалений легких.

В 1974 голу меня назначили на должность заместителя начальника тыла Среднеазиатского пограничного округа. Тяжело выло расставаться с Закавказьем, как никак 17 лет было отдано этому округу, но все же, выдвигали на вышестоящую должность, надо было соглашаться. Это был по-своему очень тяжелый округ. По климатическим условиям и самое неприятное то, что пограничные отряды, комендатуры и заставы не были обеспечены надлежащими бытовыми условиями. Среднеазиатский пограничный округ дислоцировался от г. Красноводска, что на Каспийском море и заканчивался на востоке Памира - охранял три союзные республики - Туркмению, Узбекистан. Таджикистан. Граница проходила по горам Копет-Дага, пескам Кара-Кума, по горам Памира. Летом температура воздуха в отдельные дни доходила до пятидесяти градусов, а постоянная - за 400С. В таких условиях округ с поставленной задачей справлялся. Тому свидетельство 8 мая 1974 г. Среднеазиатский пограничный округ был награжден орденом «Боевого красного знамени».

В бытовых условиях отряды и заставы округа находились в тяжелом положении. Нет необходимости эти условия быта перечислять. Скажу словами командующего округа генерал-лейтенанта Ю. Нешумова о том, что округ, в который я прибыл, находиться в состоянии средневековья.

Участие пограничников, начинал с января 1980 года, в афганских событиях проводилось в строгой секретности, поэтому погранвойска постепенно втягивались в боевые действия с бандитами-грабителями местного населения и распространителями наркотиков. Буквально в первых числах января в Управление войск округа прибыл из Москвы начальник штаба пограничных войск союза генерал-лейтенант Нешумов Ю.А. и поставил задачу командующему Среднеазиатского пограничного округа генерал-майору Карпову И.Г., чтобы в районе Хорога на сопредельной стороне взорвали горную тропу, которая была больше похожа на карниз, по которому устремились беженцы из Афганистана в Пакистан. С этого момента тыл округа начал выполнить задачу материально-технического обеспечения боевых действий войск.

Для подрыва необходимо было преодолеть водную преграду с бурным течением реки Пяндж. С этой целью произвели экипировку личного состава надувными лодками, веревками; взрывмашинками и другим снаряжением. Руководил подрывом троп начальник инженерного отдела округа полковник Чернобрывкин В.Н. Это было началом действий. Затем последовало строительство блиндажей, подготовка траншей, укладки малозаметных заграждений (МЗЗ) и мин различного назначения. В настоящее арена Чернобрывкин В.Н. живет в Киеве.

Одновременно последовал приказ о подготовке боевых групп, позже названных СБО (сводно-боевые отряды).  Эти боевые отряды предназначались для ведения боевых действий с боевыми группами, которые противостояли законным властям Афганистана. Как правило, действиями СБО руководили начальники пограничник отрядов, начальники штабов или их заместители.

В первые дни января, февраля 1980 года, после тщательной разведки и сбора оперативных данных о противнике, высадку СБО произвели в населенных пунктах Чахиаб, Рустак, Янгикала, Хаун, Калай-Куф, Рахат.

В начальный период дополнялись задачи только силами пограничного округа. В конце февраля 1980 года в округ начал поступать личный состав других округов. Так из Восточного округа прибыли две минометные батареи, из другие округов - вертолеты и группы личного состава. Так постепенно наращивались силы и боевая мощь войск, действующих в Афганистане. А в войсках округа образовался большой отрыв личного состава. Конечно, это не отразилось на качестве охраны границы, но зато отразилось на личном составе, который нес службу, вместо 8 часов - по 12 часов и более в сутки. На офицерский состав нагрузка увеличилась в несколько рез больше, чем на солдат. Боевую задачу округ выполнял по всей Афгано-Советской границе на глубину до 100 км в Афганистан.

Материально-техническое обеспечение сводно-боевых и мотоманевренных групп (ММГ) было усложнено из-за водной преграды реки Пяндж, горной местности отсутствием каких-либо дорог на территории Афганистана. До афганских событий пограничные части материально-техническими средствами комплектовались в соответствии с выполняемыми ими задачами. Но с постановкой округу задачи по ведению боевых действий на территории Афганистана, тыл округа оказался по многим позициям практически не готов.

Не было средств доставки грузов в СБО на территорию Афганистана. Отсутствовал на 80% наливной автотранспорт, а плечо подвоза материальных средств от Душанбе до Московского и Пянджского пограничных отрядов — 250 км, до Хорога — 500 км, от Оша до Хорога — 700 км. Для приема и хранения горючего не было резиново-тканевых резервуаров, установок для фильтрации горючего, воды и других материальных средств. Личный состав нужно было укрыть от противника и холода в блиндажах в скалистом грунте. Для этого требовался лесоматериал, малозаметные заграждении (МЗЗ). Не было дезинфекционных душевых установок (ДДА) на автомобиле. Но главное — не было достаточно топлива (керосина) для вертолетов, не было НУРСов, бомб и других видов вооружения.

Для доставки грузов в СБО использовались вертолеты, когда в Зимний период уровень воды в реке Пяндж снижался, через бурную и коварную реку отправляли автоколонны с различными материальными и стратегическими грузами. Переправа осуществлялась с риском для груза, транспорта, а главное с риской для личного состава: водителей, охраны и старших колонн. Практически постоянно эту очень ответственную задачу в качестве старшего колонны выполняли подполковник Сивак В.П. и полковник Гусаров Б.Ф.

Но чаще всего доставку грузов в СБО осуществляли пограничники летчики вертолетов Мн-8т. Ми-8в. Иногда для доставки в СБО или ММГ крупногабаритных грузов: автомобилей, БТР, походных кухонь использовали вертолет Ми-6, который принадлежал воздушной армии ТуркВО. И доставался он нам не без труда. В последующем, такой вертолет был в Душанбинском авиаполку, что ускоряло доставку габаритных грузов. Летчики вертолетов проявляли мужество, героизм и терпимость. Трудно все это описать. Когда на тот период самих вертолетов, не говоря уже о топливе к ним, которого катастрофически не хватало.

Вылетая на разведку, вертолет загружали, помимо боевого снаряжения, продовольствием, вещевым имуществом, дровами, углем и другими видами материальных средств. Некоторые летчики не допускали ни малейшей перегрузки машины, ибо вертолет снижал маневренность и боевую способность. Но, учитывая необеспеченность, как вертолетами, так и топливом, отдельные летчики, идя на выполнения боевой задачи, без приказов, сами проявляли инициативу по загрузке вертолета материальными средствами. Они понимали, что там, в окопах, бойцы ждут боеприпасы, продовольствие и другое имущество, и, как правило, успешно выполняли эту задачу.

Так летчик, тогда еще капитан Фарид Шагалеев показывая мастерское владение вертолетом и недюжинную смелость, творил в воздухе чудеса. Мне лично приходилось неоднократно летать в его машине и быть свидетелем его бесстрашных полетов. Фарид загружал свою машину до тех пор, пока винты могли оторвать вертолет от земли. Посадить перегруженный вертолет в горах, не имея надлежащей посадочной площадки, на небольшом выступе горы мог выполнить не каждый летчик, а Фарид делал это. Я еще в 1980 году поверил в то, что этот трудолюбивый и мужественный летчик обязательно будет героем. Так и стало в 1982 году — Фарид Шагалеев был удостоен звания Героя Советского Союза.

Многие летчики проявляли отвагу и героизм при выполнении боевых полетов. Не всем удавалось вернуться на базу невредимыми. Так командиру 4-й авиаэскадрильи подполковнику Захарову Б.И., которого душманы подбили в районе Рахак в феврале 1980 года, вертолет спасти не удалось. Экипаж получил различные травмы, сам командир при этом сломал ключицу. Этому случаю командование огласки не придало. Командир Захаров В.И. уволен, но инвалидности не имеет, хотя эта травма оставила след.

При полетах иногда было незаметно, что по вертолету стреляют, а когда прилетишь к месту, то летчики показывают так называемые «шрамы» — пробоины в корпусе фюзеляжа. «Вот посмотрите, товарищ полковник, как мы с вами летали, могли бы не долететь» — поясняли они мне. Конечно, такие случаи были не всегда, но повторялись часто. Обстреливали душманы наши вертолеты как снизу по днищу, так и сверху, используя горные ущелья.

При выполнении задачи, в пунктах дислокации боевых групп на обратный путь вертолеты загружались заболевшими и ранеными.

В районе Боевых действий 1980-81 годах действовали банды различной численности от 5 до 200 и более человек.

Боевыми действиями банд руководил инженер Башир, который обладал хорошими способностями организации боевых действий. Инженером его прозвали за учебу на инженерном факультете Кабульского института, который он не закончил. Бандами вблизи нашей границы руководили бандиты Абдула-Вахаб, Алодат-Самаз, Закир, Саид Мухно. Но, например, банде Саида Мухно не пришлось долго воевать. Его банда в районе Чахиаба была разгромлена, и Саид Мухно был убит.

Бои с бандами были жестокими и сложными. Можете себе представить всю ситуацию по расходу боеприпасов одной группы по уничтожению банды. За одну операцию израсходовано:

- Патроны  с обыкновенной   пулей образца 1943  г.   — 28020;

- Патроны с трассирующей пулей — 16380;

- Патроны винтовочные 7,62 мм — 32040;

- Патроны к АК-74 5,45 мм — 10820;

- Гранаты гранатометов ВОГ-17 - 1056: ОГ-9 - 365; ПГ-9 - 144; ПГ-76 – 84;

Ручные гранаты РГД-5 - 60;

Авиацией и вертолетами было израсходовано НУРСов - 2415; бомбы ОФАБ - 21; патроны 12,7 мм – 4290.

Все проводимые операции по уничтожению бандитских формирований тщательно готовились командующим округом или его заместителем. Начинал организацию боевых действий войск округа генерал-майор Карпов И.Г., который получил боевое крещение будучи начальником пограничного отряда Восточного пограничного округа в 1967 году с китайцами. За что был отмечен высокими правительственными наградами и получил право учиться в Академии Генерального штаба. При разработке им операции преследовалась цель - уничтожить бандформирование и исключить потери личного состава. С этой целью проводилась тщательная разведка с вертолетов и наземными средствами. В наземной разведке участвовали офицеры узбекской и таджикской национальностей, а также афганцы, лояльно относившиеся к нашему государству.

Так припоминаю, как с заместителем штаба округа полковником Харичевым мы вылетали в назначенный район за получением информации по бандитским формированиям и их дислокации. Для более ясного представления  организации операции по уничтожению крупной банды, которая окопалась в скалах узкого ущелья гор Памира.

Приведу коротко один эпизод. Задачу выполняли во второй половине февраля 1980 года на восточном Памире в района поселка Ишкашим. В начале января 1980 года в брод через реку Пяндж проследовал мотострелковый полк (МСП) вооруженных сил в сторону г. Файзабада. Но при входе в ущелье, полк был как бы разделен на две части. В горах окопалась большая банда, которая взрывом завалила проход и огневым налетом нанесла полку значительные потери. Два батальона спешно, чтобы избежать больших потерь ушли в сторону Файзабада. Третий мотострелковый батальон и все хозяйственные подразделения с запасами материальных средств остались на  противоположной стороне завала. Пробиться они к своим основным силам, через завал и банду, ведущую постоянный ружейно-пулеметный огонь, не смогли. Батальон остался не управляемым и «дрейфовал» около 40-50 дней в горной небольшой долине. Командующий округа генерал-майор Карпов И.Г. получил приказ командующего пограничными войсками генерала армии Матросова В.А.: уничтожить банду, окопавшуюся в скалистых горах и препятствующую продвижению войск.

Всю подготовку операции сложно описать и нет необходимости, а вкратце выглядело это так. За несколько дней до операции проводилась тщательная разведка воздушными и наземными средствами. Вертолеты, как правило, ежедневно с наступлением рассвета над горной местностью, где находился противник, производили разведку. Тем самым банда привыкла к не беспокоившим их полетам вертолетов. А в это время на небольшом удалении от противника накапливались боевые средства: две минометные батареи, укомплектованные гранатометами, НУРСами, бомбами ОФАБ-100 и ОФАБ-120, крупнокалиберными пулеметами, патронами 12,7 и 14,5 мм, патронами к стрелковому оружию и другими видами боеприпасов.

Используя фактор внезапности, с приближением рассвета, боевая группа под командованием генерал-майора Карпова вплотную приблизилась к ущелью, и с наступлением рассвета, вертолеты приступили к нанесению удара по группировке бандитов. Бандиты не ожидали таких действий и настоящего сопротивления оказать просто не успели. Операция завершилась успешно. С нашей стороны не было ни потерь, ни раненых, а бандиты были уничтожены.

Аналогично проводились и другие операции, а поэтому за девять лет ведения боевых действий на участке Советско-Афганской границы, протяженностью более 2 тысяч километров, потери составили 518 человек (офицеров – 130, прапорщиков - 17, сержантов - 97, рядовых 332) и раненных немногим более 2000 человек. Это говорит о высокой качественной подготовке офицеров пограничников и их ответственности за судьбы солдат.

Я выше упомянул реку Пяндж с сильным течением, через которую была затруднена доставка грузов в СБО. Но были и не менее сложные условия, связанные с горными дорогами Памира, которые необходимо было поддерживать на нужном направлении для доставки грузов. Так начальник тыла полковник Василенко Л.В. при температуре ниже 30 градусов зимой на горном перевале расчищал дорогу, рискуя всем: здоровьем, своей жизнью, жизнью 6ульдозеристов, а также техникой, пробивая во льду улегшийся снег для доставки автотранспортом необходимый грузов.

Хочется отметить, что обеспечение не сводилось только к обеспечению военных подразделений. Занимались организацией питания пленных и беженцев. Норма на одного человека в сутки определялась такая: хлеб ржаной — 600 гр.; хлеб белый — 200 гр.; крупа разная — 120 гр.; мясо —  100 гр.; сахар   - 40 гр,; жир кулинарный — 30 гр,; овощи и картофель — 820 гр.; разовая выдача мыла — 100 гр.

Для мирного населения изыскивались возможности в частичном обеспечении солью, керосином, особенно часто раздавали керосин летчики вертолетов.

Министр торговли Туркмении Рыбалов изыскивал возможности выделять промышленные товары, которые раздавались жителям провинций, где находились наши подразделения.

Гигантскую работу, которую организовал тыл округа совместно с тылами пограничных отрядов, рискуя жизнью, а иногда и с боевыми потерями в кратком изложении описать невозможно. Хочется выразить и сказать большое спасибо всем участникам боевых действий, которые еще долго после марта 1981 года организовывали и проводили мероприятия материально-технического снабжении войск на территория Афганистана.

Георгий Дьяченко, полковник в отставке

 

 

 

 

Hosted by uCoz